Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Свободное дыхание: без дозирования

Об увековечении памяти Симона Петлюры
21 января, 20:34

«Симон Петлюра — це сурма свободи,
Дух Воскресіння і доля народу.
Вража облуда нас не убила,
Ти для дітей наших — воля і крила.»
                                           Галина МАНЯКО

Феномен оранжевой революции навечно озарил новейшее украинское продвижение. Продвижение к чему? Бесспорно, к СВОБОДЕ... А разве ее у нас не было? А выбор 1991 года? А украинские институции? А атрибуты украинского государства?

В осмыслении оранжевого взрыва напрашивается термин дозирования. Мы завоевывали до сих пор дозы свободы, ее необходимые частички, чтобы не задохнуться, не впасть в летаргию. Это были ГЛОТКИ свободы, хотя и животворные, но не достаточные. Для большинства старшего и среднего поколений это была жесткая реальность, с которой нужно было мириться или воспринимать как должное. Но молодежь не захотела признавать действительное за желаемое. И восстала! Глоток свободы отныне должен (и будет!) заменен СВОБОДНЫМ ДЫХАНИЕМ свободы, дыханием без дозирования.

Понятно, это будет тяжелый процесс. Стереотипы тоталитарной системы привели к деформированию украинского сознания, легализации понятий «предатель», «запроданець» и т.д. Едва ли не больше всего таких определений выпало на долю СИМОНА ПЕТЛЮРЫ (1879 — 1926), нашего национального проводника. Он был и «предателем», и «вождем буржуазно-националистической контрреволюции», и одним из руководителей контрреволюционной Центральной Рады», и «погромщиком еврейства» и др. Все эти лицемерные мифы рассеиваются современными историками, ими же посильно утверждается объективная точка зрения на разностороннюю политическую, государственную и общественную деятельность Симона Петлюры. К 120-летию со дня его рождения (1999) на базе Каменец-Подольского государственного университета была проведена научная конференция «Симон Петлюра в контексте украинской национально-освободительной борьбы». По ее же материалам издан одноименный сборник. С его страниц вырисовывается вполне современный образ нашего деятеля. Он — за интеграцию Украины в европейское пространство (чем не современный?), отстаивание принципов политического реализма, поиска союза с другими государствами, способности на переговоры с противником, в частности с большевиками (В. Устименко). Значительной была роль С. Петлюры в возрождении и развитии национального образования, отстаивании государственного статуса украинского языка (Ю. Телячий).

Опровергается и миф об антисемитизме С. Петлюры, о якобы «погромницком» характере его деятельности (Ю. Шаповал) и др. Безусловно, все приведенное свидетельствует, что для настоящего и будущего ориентиры вождя должны быть актуализированы и должным образом оценены.

Каменец-Подольский, где было правительство УНР в 1919 году, занимал важное место в жизни и деятельности С. Петлюры. Уже 6 июня в город прибывают представители правительства по восстановлению деятельности административных структур, впоследствии приезжают члены Директории, возглавляемой С. Петлюрой, и служебный аппарат Совета Министров УНР. Начался важный период национально-освободительной борьбы под руководством Директории, известный под названием «Каменецкий период». До середины ноября 1919 года в городе функционирует временный государственный центр УНР. Здесь разрабатывались планы политических, административных и социально-экономических мер, которые трудно было реализовать в тяжелых условиях военных действий. По словам И. Мазепы, главного деятеля УНР (премьера) «Каменецкий период — один из самых трагичных в истории нашей освободительной борьбы за революцию гг. 1917—1920... Каменецкий период имеет для нас особое значение. Именно тут, в это время, наиболее отчетливо выступают все те недостатки и изъяны, которые тяготели над нашим обществом во время всей украинской революции и этим чрезвычайно затрудняли нашу освободительную борьбу».

Особенно теплые отношения сложились у С. Петлюры и органов управления УНР с созданным еще в гетманское время Каменец- Подольским государственным университетом (1918), возглавляемым Иваном Огиенко. Университет активно работал на потребности украинской культуры, готовя кадры национальной интеллигенции по разным специальностям. Студенты университета активно работали в разных министерствах, выполняли обязанности должностных лиц разного уровня. Когда в город 2 мая 1920 г. вернулся Главный атаман С. Петлюра, у него на приеме побывала местная студенческая делегация, которая заявила о желании активно участвовать в государственном строительстве. С. Петлюра дал добро, и впоследствии была организована мобилизационная комиссия, которая регистрировала желающих и направляла их на работу в различные министерства. При его поддержке был организован из студентов-каменчан отдельный Подольский полк. Много студентов университета воевало в составе Запорожской дивизии армии УНР. Коллектив университета помогал больным и раненым казакам армии УНР. Многие его преподаватели и сотрудники были членами Подольской организации Украинского Красного Креста, которую возглавлял ректор Иван Огиенко.

В историю университета золотыми буквами вписано имя студента историко-филологического факультета Степана Грищенко, сотрудника журнала «Село», воина Подольского полка. О нем упоминает в своих воспоминаниях «Основание Каменец-Подольского государственного украинского университета» (1936) сподвижница Ивана Огиенко, одна из инициаторов основания университета Олимпиада Пащенко. С. Грищенко, вспоминает она, произнес пламенную речь на празднике открытия университета (22 октября 1918 года) «проявил патриотизм и готовность положить жизнь за лучшую судьбу народа, а также молодую светлую надежду на славную будущность Украины». Через год после этого он погиб. 30 мая 1919 года он поехал на Чемероветчину (недалеко от Каменца), где ходил по селам, читал людям свои стихи и призывал их бороться за свободную независимую Украину. Каменетчина была занята красными войсками Андреева. В селе Жердя его заприметили сельские активисты-комбедовцы, сообщили красноармейцам. Степан был арестован. Начались издевательства над «петлюровским лазутчиком». Грищенко выстрелом из ружья убил двоих, третий красноармеец выстрелил в него. Степан был близким другом Никиты Годованца (будущего известного украинского баснописца), также студента университета. Памяти друга Никита Годованец посвящает стихотворение, рассказ «За волю родного края. Памяти поэта Степана Грищенко», пишет некролог и публикует их в журнале «Село», который выходил в Каменце-Подольском».

Главный атаман войск УНР Симон Петлюра отдавал должное Каменец-Подольскому вузу, трижды бывал в нем, передал малоимущим студентам от Директории 10 повышенных стипендий.

Понятно желание каменчан увековечить память Симона Петлюры. Еще в 1997 году (4 сентября) при содействии городской власти (мэр А. Кучер) и Общества Симона Петлюры (Лондон) под руководством Николая Сидоренко была установлена скромная мемориальная доска на помещении дома, где была ставка атамана (современная ул. Ю. Сицинского). Определенные надежды общественность Каменца возлагала на 2004 год — год 125-летия со дня рождения Симона Петлюры. В местной газете «Каменец-Подольский вестник» от 2 июля 2004 г. появилась статья председателя Союза архитекторов Каменца- Подольского Василия Пекла «Творцы каменной истории», в которой ставилось требование увековечить памятниками в городе двух великих личностей — Симона Петлюру и Ивана Огиенко. Первого как «Главного атамана войска УНР, Председателя Директории», который сделал наш город не просто губернским, а столицей Украины (Украинской Народной Республики). Второго — как основателя и первого ректора Каменец-Подольского государственного университета и переводчика Библии на украинский язык (1962). Стоит процитировать: «Эти две современные исторические фигуры достойны быть увековечены в камне — первый с тризубом, второй — с Библией в руках — и стать символами и образцом Каменца-Подольского. Других личностей, которые бы прославили наш город на весь мир, пока что не вижу». Власть не услышала этого голоса, поскольку активно набирала обороты избирательная кампания за провластного кандидата.

Тогда прозвучал голос партийных и общественных организаций города и района. Ими было подготовлено обращение к Каменец-Подольскому городскому совету с просьбой рассмотреть на очередной сессии вопрос о сооружении в городе памятника Симону Петлюре. Обращение подписали главы десяти организаций. В нем, в частности, говорилось: «Нынешний 2004-й год является 125-м годом со дня рождения Симона Петлюры, то есть юбилейным годом. Симон Петлюра был наиболее выдающимся борцом за государственность и независимость Украины . Ведь именно при Петлюре Каменец с июня до ноября 1919 года был столицей (хотя и временно) Украинской Народной Республики. Симон Васильевич провел в Каменце в неутомимом труде в целом более 100 дней. Пришло время воплотить властью города Каменца-Подольского в действительность эту идею на 14-м году существования государственности и независимости Украины». В обращении цитировались слова об идее и месте памятника из статьи журналиста местного «Подолянина» Олега Будзея, опубликованной еще 6 февраля 2004 г.

За день до первого тура выборов Каменец- Подольский городской совет IV созыва на двадцать четвертой сессии от 27.10.2004 г. за №26 принимает решение: «Отказать партийным и общественным организациям города и Каменец-Подольского района в установлении памятника Симону Петлюре на перекрестке ул. И. Огиенко и Князей Кориатовичей на месте стелы в честь «50-летия Великого Октября». Более того. Вечером по местному телевидению шли комментарии городского головы г-на Александра Мазурчака и депутата- коммуниста Олега Гилевского к приведенному решению. Оба сходились на утверждении, что это провокация накануне выборов...

Чтобы хоть как-то помочь делу, каким-то образом среагировать, я, одна из подписантов обращения, передаю через секретаря городскому голове копию отрывка из вступительной статьи «Слово к читателям» г-жи Ларисы Ившиной к книге «Войны и мир» (2004 г.), где маркером выделила такие строки: «Как здесь обойти тот факт, что почти незамеченным прошло 125-летие Петлюры, нет ему и памятника в Киеве. А памятник — он ведь от слова «память»... Нет исторической памяти — нет лидеров? Мы нация непрерывной борьбы за СВОБОДУ (выделено мной. — Е.С. ) с колоссальными жертвами. Но — без могил. Но я верю, когда-то пантеон Великих украинцев возникнет».

Дошла ли моя записка до городского головы? Неизвестно, так как ответа никакого.

...Но тут закрутился оранжевый вихрь. Первый стихийный митинг возник в городе почти одновременно с киевским. Было это в 14 ч. 22 ноября. Открыл его профессор Каменец-Подольского университета, известный историк, автор и эксперт «Дня» г н ВалерийСтепанков. Рефреном в его выступлении прозвучали слова о воле и свободе, слова предостережения от ошибок прошлого. Под давлением общественности, забастовочного комитета на внеочередной XXVI сессии депутатов городского совета было принято решение об «общественном недоверии ЦИК с требованием отменить выборы на участках, где выявлена фальсификация». Итак, честь мундира как будто спасена. В большом. А в конкретных делах? Хочется надеяться, что оранжевая эпоха, в частности 2005 год, который заслуженно будет годом Украины в Украине (после России (2003) и Польши (2004)), сместит акценты в идеологически-пропагандистской плоскости государственного строительства. Замалчиваемые и дискредитированные национальные герои должны вернуться к нам, иначе мы не будем полноценной нацией. А мир нас узнал другими — смелыми, свободными, сияющими!

В оранжевые дни изобретательные студенты вложили в руку Ивану Огиенко, изображенному на барельефе на стене главного корпуса университета, оранжевую ленту. Огиенко был с нами! А Петлюра — нет. Но он вернется к нам, ибо заслужил этого своей преданностью идее самостоятельной Украины. По образному определению ведущего «5 го канала» г-на Романа Скрыпина, рудименты советской системы, которые унаследовала украинская элита, должны отпасть. Политической глухоте и слепоте власти, убеждены, придет конец, ведь для чего же тогда народ вышел на Майдан?

СВОБОДУ ДУХА не остановить!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать