Перейти к основному содержанию

«Третье сословие Королевства Руського-2

Историческая судьба, повседневная жизнь, верования
17 ноября, 10:28
ДРЕВНЯЯ КАРТА ЛЬВОВА (1586 Г.). ЕЩЕ ЗА НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ ДО ЭТОГО, ВО ВРЕМЕНА КОРОЛЕВСТВА РУСЬКОГО, ГОРОД ГОРДИЛСЯ СВОИМИ РЕМЕСЛЕННИКАМИ И ИМЕЛ РАЗВИТОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ФОТО С САЙТА WIKIMEDIA.ORG

Окончание. Начало читайте в «День» № 202-203

Леонтий ВОЙТОВИЧ: — ІІ группа — мастера по обработке цветных металлов: ковали-медники; ковали-волочильщики медного, серебряного и золотого провода; оловянщики (оловодувы); котляры (производители котлов); литейщики складных крестов (крестиков-икон из двух-трех частей, которые складывались в одну); литейщики имитационных украшений.

• ІІІ группа — оружейники: кольчужники и волочильщики стального провода; бронники; шлемники; ковали-оружейники и мастера по изготовлению стрел; лучники (мастера по изготовлению сложных композитных луков с роговыми пластинами); тульники (мастера по изготовлению тул-сагайдаков); щитники; огородники (мастера по построению городских укреплений — городней); порочные мастера (мастера по изготовлению метательной артиллерии); мечники (мастера по изготовлению мечей).

• IV группа — ювелиры: серебрильщики (их тогда называли серебряниками); золотари; мастера тисненных котлов; мастера по черни, филиграни и зерни; мастера выемчатой эмали; мастера перегородчатой эмали.

• V группа — строители: зодчие (архитекторы); огородники-палисадники плотники, которые строили частоколы вокруг поселений); каменщики; кровельщики; резчики по камню; мостовики (строители мостов и дорог); плотники-строители; плинфодельцы (кирпичники); мастера фресковой росписи; мастера облицовочной плитки и писанок; мастера мозаики; мастера мелкой каменной резьбы.

• VI группа — мастера по деревообработке: плотники (их тогда называли дереводелы); столяры-мебельщики; токари; бочкари (бондари); резчики по дереву; лодейники (строители кораблей-лодок).

• VII группа — мастера по обработке камня и твердых материалов: жерносеки; гранильщики; мастера по изготовлению пряслиц.

• VIII группа — мастера по обработке кожи: кожемяки; усмошвецы (мастера по дублению твердых кож); пергаментщики; сапянники; сапожники; сидляры; скорняки; шорники.

• ІX группа — мастера по изготовлению и обработке тканей: ткачи; опонники (ткачи дорогих тканей с узорами, в частности парчи); ручошники (мастера по производству тонких тканей); набивщики тканей; отбеливатели полотна; красильщики; портные; клобутчики (изготовители клобук — головных уборов православных монахов); шапочники; чулочники.

• X группа — мастера по обработке керамических материалов: гончары; корчажники (производители корчаг); мастера по изготовлению игрушек.

• XI группа — мастера по изготовлению и обработке стекла: стеклодувы; склобраслетчики и изготовители ожерелий.

• XIІ группа — мастера по изготовлению книг и икон: писари (переписчики книг);  златописцы; миниатюристы; переплетчики пергаментных листов; иконники (иконописцы).

• ХІІІ группа — мастера по обработке кости: резчики по кости; гребенщики.

• XIV группа — мастера по переработке пищевых продуктов: пекари; резчики; пирожники; квасники; солевары; рыболовы и рыбосолы; охотники (стрелки); медовары-бортники;  пивовары; масленники.

• XV группа — дворцовые ремесленники: повара; конюхи; псари; сокольники; «утятники.

• XVI группа — разные профессии: извозчики; плотогоны; скоморохи; гусляры; врачи; бродники (обслуживали переправы и переволоки); гонцы; кормчие (шкипера, которые водили судна-лодки); толковины (или толмачи, толкователи, переводчики).

Материальное состояние представителей таких цехов было разным. Соответственно, их усадьбы и мастерские отличались количеством работников, инвентаря и изготовленной продукции. Некоторые из них (например, оружейники, ювелиры) даже могли быть более зажиточными, чем купцы или феодалы невысоких рангов. При этом мастера одного цеха должны были иметь равное количество работников и заказов, поскольку тогдашнее «промышленное» законодательство не допускало конкуренции внутри цеха.

Городская элита через вече пыталась ограничить власть владельцев (бояр, которые получили город в феод или бенефицию) и посадников (глав княжеской или боярской администрации). Магдебургское право, которое давало городам избранное самоуправление и собственный суд, в Королевстве Руськом начало внедряться лишь со второй половины ХІІІ в. Именно с того времени имеем свидетельство о войтах (главах городского суда) во Львове, Перемышле и, возможно, во Владимире.

Зиновий ПАРТИКО: — За счет чего жило духовенство Королевства Руського? Существовали ли во времена Средневековья (а если да, то где) духовные семинарии? Что известно о монастырях Королевства Руси?

Л. В.: — В целом, церковная иерархия жила за счет собраний, определявшихся уставными грамотами, которые церкви давал князь или король. Кроме того, митрополит и епископы имели собственные подаренные им феоды.

Городские храмы и соборы имели земли, подаренные князьями или феодалами, на которых могли сажать подаренных рабов (кстати, церковь рабство осуждала). Со временем рабы получали статус пущенников или удушливых людей и оседали на землях как половники или же рядовичи.

Монастыри тоже имели земли, размеры которых постепенно росли за счет пожертвований.

Некоторые феодалы содержали и свои собственные, так называемые патрональные храмы. К тому же они часто отписывали средства, иногда и рабов на поминание душ умерших.

Семинарий в те времена не было, а сыновья священников могли стать священниками, только овладев грамотой и переняв церковную науку от отца. Иначе они выпадали из своего сословия, становясь изгоями, пока не переходили в какое-то другое состояние.

З.П.: — По-видимому, воинство принадлежало к одной из наиболее привилегированных прослоек средневекового общества. Кто мог стать воином и как происходила их учеба? Кто финансировал руськое воинство и в каких «бюджетных» объемах?

Л. В.: — воины-рыцари — люди меча (bellatores) — в средневековых европейских странах содержали за счет собственных средств не только себя, а еще и свое копье (от 3 до 20 оруженосцев, пажей).

Стоимость вооружения конного воина была адекватной стоимости около сотни коров. Воину нужно было иметь, кстати, не одного, а трех коней: боевого (способного нести рыцаря и собственно защитное вооружение), ездового (на марше всадники передвигались без вооружения) и вьючного (для перевозки амуниции, пищи и тому подобное). Это были кони разной породы и стоимости.

Из-за нехватки средств ни один сельский ополченец не мог иметь такого снаряжения, потому из смердов набирали только лучников, не имевших защитных доспехов, и обозные команды.

Воинам нужно было постоянно тренироваться и соответственно питаться (защитные доспехи и оружие весили по меньшей мере 20 кг). За счет государства (государственной казны, по-современному — бюджета) содержалась только небольшая княжеская жена (до 300 лиц). Остальные воины получали бенефиции (кормление), которые с ХІІ в. в Галицкой земле, а со второй половины ХІІІ в. — и на Волыни трансформировались в феоды (отчины). Это также были условные владения, из которых властители (владельцы феодов или бенефиций) собирали налоги. Кроме того, после проведения успешных войн воины получали свою часть военной добычи и могли на свободных землях своего феоду сажать рядовичей, половников или холопов-рабов.

Тренировка воина-рыцаря начиналась с 7 и длилась не менее 8 лет. Потом он становился пажом (детеском), дальше оруженосцем (отроком), тогда сквайром — рыцарем-башелером (гридем, членом низшего слоя княжеской дружины), и, наконец, настоящим рыцарем (боярином), занимая правительства, то есть должности десятских, сотский, тысяцких или воевод, а в более почтенном возрасте — должности в княжеской администрации. Сыновья или зятья, получая в наследство отчину, должны были нести такую же службу, как и родители.

Средневековое общество было обществом, в котором правили и диктовали условия люди меча. Среди них первым был король или князь.

З. П.: — Как осуществлялось в то время, как бы мы теперь сказали, здравоохранение?

Л. В.: — При дворах были немногочисленные врачи, которые использовали византийскую практику Гиппократа, Галена и других авторов. Врачи делали даже сложные операции, в частности трепанацию черепа. Археологические исследования свидетельствуют, что люди с черепными ранами возвращались в строй, после чего иногда получали еще и новые ранения.

Людям меча благоприятная экология, хорошая еда, бани, закаливание, а также ежедневные тренировки давали возможность поддерживать хорошую физическую форму до глубокой старости.

В селах и городах простонародье применяло опыт народной медицины.

З. П.: — Существовали ли в то время, как бы мы теперь сказали, общественные «лифты»? То есть, можно ли было в те времена, говоря образно, попасть из «грязи» и в «князи», например, из крестьянина стать боярином?

Л. В.: — Князем можно было только родиться.

Выходцам из других сословий стать боярином можно было. Но для этого представителям сословий нужно было обязательно служить в армии. Например, в бою ремесленник или смерд-лучник в составе городского ополчения мог своей отвагой завоевать благосклонность князя или наместника-боярина, попасть дальше к его копью или же сразу получить кормление и последующей службой трансформировать это кормление в отчину, за счет которой потом жили его потомки.

Это и были те «лифты», о которых вы спрашивали. Думаю, что таких социальных перемещений было немало. Ведь люди гибли и им нужно было искать замену.

З.П.: — Простите за несколько «философский» вопрос: как нам трактовать язык населения в ту эпоху — как русский или украинский? Да и как называть население в ту эпоху: народ, нация, население, еще как-то?

Л. В.: — Это не «философский», а скорее «политический» вопрос. К сожалению, гуманитарные науки на сегодня не имеют четко определенной терминологии. Нация (от латинского natio) фактически тождественна греческому понятию этнос. Мы стыдливо используем греческий вариант, чтобы нас — упаси Боже! — не обвинили в национализме. Кроме того, мы оперируем еще терминами «политическая нация» и тому подобное. То же самое имеем и с терминами народ и народность. Поэтому дать здесь однозначный ответ в наше время достаточно сложно.

Языковая проблема заключается в том, что наши самые древние достопримечательности написаны на церковнославянском языке, которым на Руси пользовались подобно тому, как на Западе — латынью. Но тот же украинизм в «Слове о полку Игоревым», а также ряд языковых достопримечательностей, которые достигают XIV—XV вв., в сумме дают возможность утверждать, что в Королевстве Руськом все три сословия разговаривали на староукраинском языке. Это мое мнение. Конечно, многие с ним могут не согласиться, в частности по причинам опять же «политическим».

З. П.: — Уважаемый Леонтий Викторович, благодарим за интересное интервью! Кстати, над чем работаете в настоящий момент?

Л. В.: — На последнем львовском форуме издателей издательство «Фоліо» презентовало первый том «Історії війн і військового мистецтва», который мы сделали с Юрием Овсинским — доцентом Львовского национального университета им. И. Франко. В настоящий момент вместе с профессором Виктором Голубком работаем над вторым томом. Это очень большой, объемный труд.

Кроме того, есть еще кафедра, докторанты, аспиранты, магистранты и бакалавры, которые также не дают сидеть без дела.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать