Тревожная осень человечества
Экклезиаст
В сентябре 1938 года Гитлер, образно говоря, «вызвал на ковер» руководителей Англии и Франции и вместе со своим другом Муссолини — заставил их подписать в Мюнхене соглашение о том, что ему разрешается «откусить» кусок Чехословакии. Ровно через год, в сентябре 1939 года, фюрер (предварительно согласовав это со Сталиным) оккупировал Польшу, и так началась Вторая мировая война. Еще через год был заключен военный пакт между Германией, Италией и Японией («ось Берлин — Рим — Токио»); глобальный конфликт стал неминуем. В сентябре 1941 года покорные колонны киевских евреев поплыли в Бабий Яр...
Первый сентябрь нового столетия констатировал появление новой угрозы для человечества и насущную необходимость в организации Антитеррористического Интернационала. Хотим мы того или нет, но ядром подобной структуры могут стать только США — не потому, что именно это государство было атаковано, а потому, что оно имеет высочайший финансовый, технический и военный потенциал. Россия (единственная страна, политически укрепившаяся после 11 сентября) в лучшем для нее случае решит проблемы в Чечне, стабилизирует ситуацию на своих южных границах и сосредоточится на собственных проблемах. А Европа, поигравшись «в Путина» с тем восторгом, с которым когда-то игралась «в Горбачева», вернется на обычные рельсы компромиссов между собственным патентованным гуманизмом и американской версией его глобализации. Кичась своей изысканностью, Европа должна помнить о том, что США не подписывали Мюнхенское соглашение, и о том, что именно Америка цементировала западную составляющую Антигитлеровской коалиции. А лично я, хоть бы и хотелось, не забуду вкус американской тушенки после нескольких голодных лет «под немцами». Проза...
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА
1941 год. Небольшой лагерь для пленных — колючая проволока, пятеро или шестеро охранников, две или три сотни голодных красноармейцев. Рыжий немец из полевой кухни разливает баланду. Борьба за место, потому что последним в очереди каждый раз не хватает. Стычки с мордобоем, но молча, потому что если поднимается шум, рыжий берет автомат и стреляет поверх голов. Очередь утихает, и слышно, как коротко — на пять нот — поет иволга. Густой, хоть ножом режь, запах фекалий и карболки.
Неподалеку солдат с четкими «нордическими» чертами — стройный, белокурый и светлоокий — расстреливает двух евреев. Сидит на пеньке и балуется сигаретой, пока они копают могилу. Оба пожилые, с длинными узкими бородами; копают, не снимая черных шляп; потом целуются и становятся над ямой. Немец бросает окурок, снимает пилотку, которую перед тем нацепил на ствол карабина, и — не вставая с пенька — убивает того, что по правую сторону; подумав, стреляет в другого. Первый падает в могилу, второго «ариец» должен спихнуть ногой.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Антисемитизм и уничтожение евреев стали существенными составляющими нацизма. Сказано об этом много, но не с Гитлера юдофобство началось и не им закончилось. Собственными ушами я слышал, как человек утешался тем, что в разрушенных манхэттенских башнях «было полно евреев». Предлагаю короткий катехизис антисемитизма. Каждая из пяти позиций этого документа составлена из цитат, выписанных из двух разных книг. Не знаю, переведены ли они на украинский, поэтому цитирую по русским изданиям.
1. Евреи подтачивают всякую нравственность и мораль. Чем более ослабевала воля к самосохранению в нашем народе, тем ярче сияла звезда Давида.
Что пользы от чтения ребенку морали, когда против нее проповедуемые со всех сторон буржуазно-иудейские принципы.
2. Только в редких случаях евреи подают импульс к чему-либо хорошему. Как правило, человеческий прогресс идет вперед не благодаря евреям, а вопреки им.
Мир лежит ныне во зле ровно настолько, насколько он пленен жидовством.
3. Еврей несет с собой только смерть. Куда не ступит его нога, там народ начнет вымирать. Недаром же наш народ видит олицетворение самого дьявола в еврее.
Жидовство готовит пришествие антихриста. Дьявол есть конкретная личность, возглавляющая целую республику падших духов.
4. Евреи не могут представлять собою религиозной общины хотя бы потому, что им для этого не хватает необходимого идеализма. Посмотрите на Талмуд...
В Талмуде содержится точка смыкания восточного и западного сатанизма. Мусульманство есть жидовское изобретение, способ объединения темных азиатов с целью направить их на христианское царство.
5. Конечной целью евреев является победа демократии — господство парламентаризма. Система парламентаризма больше всего соответствует потребностям евреев.
Малорелигиозные народы весь жар души отдают устроению правового государства, выработке народного представительства, разветвленного законодательства и т.д.
Итак, первый абзац каждого из пяти пунктов принадлежит перу Гитлера («Майн кампф», 1924), и это никого не удивит. А вот второй абзац... Его я выписал из брошюры «Православие, государство и предантихристова эпоха», вышедшей в 1992 году в издательстве «Свет Печерский Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры» (Киев-142, абонентский ящик 108). Вот кто приложил руки к этому опусу: о.Тимофей Алферов, иеромонах Евмений, Антон Тускарев, Т. Игнатич. Эти авторы являются, так сказать, теоретиками; они ни слова не пишут о каких-либо действиях, направленных против евреев. И Гитлер об этом ни слова не писал в 1924 году. А Бабий Яр стал самой большой в мире братской могилой.
«СУМРАЧНЫЙ ГЕРМАНСКИЙ ГЕНИЙ»
Немецкий философ Артур Шопенгауэр любил собак, а людей не любил, усматривая в их поведении много обезьяньего и свинского. Особенно Шопенгауэр не любил евреев. А больше всего не любил немцев, потому что они не покупали его трактатов. Нация, говорил Шопенгауэр, которая меня не понимает, не заслуживает уважения. Через несколько поколений о немцах другой их соотечественник высказался более радикально: нация, которая не смогла победить даже славян, не заслуживает жизни. Так говорил Гитлер. Шопенгауэр был выдающимся философом, но пессимистом. Гитлер был выдающимся политиком, но мерзавцем. Шопенгауэр ничего такого гитлеровского не хотел. Лучшие черты человеческого породы он адресовал одиночным индивидам, считая их (индивидов и черты) исключениями; масса была и останется тупой. История является продолжением зоологии. Мир — арена измученных существ, которые взаимно пожирают себя. На миллионы — даже хорошо одетых и сытых — надо смотреть, как на волков, зубы которых сцепляет не совесть, а намордник. Ум вместе с копытами, рогами и зубами является орудием намерений, желания и воли. ЦЕЛЬ И ВОЛЯ — превыше всего. Не говорите «существую, ибо мыслю», а говорите «существую, ибо стремлюсь».
Философ не любил ордынца (немецкого филистера – «обывателя, тупицу, который думает только о вульгарных материальных потребностях), но считал его природу вечной. В душе не Бог, был убежден он, а Сатана — к тому же не мощный Князь тьмы, а что-то никчемное, хоть и страшненькое, но плюгавое («Бесы», напишет вскоре Ф. Достоевский, а Ф. Сологуб уточнит — «Мелкий бес»). Шопенгауэр объявил низменное в человеке абсолютом; это ошибка, но ученые имеют право ошибаться. Тем не менее путь Германии к Гитлеру начался от письменного стола Шопенгауэра, так как он дал потомкам отравляющую установку: человек по природе низменен, проповедовать нравственность легко, но тяжело ее обосновать; действовать во благо и действовать умно — вещи отличающиеся; этика слюнява, а гуманизм — сопливый, их ценность равна нулю.
Темные бездны человеческой души послужили причиной пессимизма философа, но сам он вызвал мощную творческую встряску в интеллектуальной среде Европы и мира, ибо первым сказал вслух то, о чем другие сказать не осмеливались. Достоевский, Фрейд, Тургенев, Кафка, Кьеркегор, Камю, Борхес, Сартр и многие другие созревали под влиянием немецкого философа. Но прежде всего, Вагнер.
Шопенгауэр породил Вагнера, а тот вызвал из небытия Фридриха Ницше. Остается загадкой, может ли музыка, играя на чувствах, порождать идеи. Так это или нет, но когда родился Ницше, ОРДА приобрела не только сторонника, но прежде всего певца. Человек в грязи, сказал Шопенгауэр; да, соглашается Ницше, надо умыться, но умыться в грязи, чтобы не раздражали пятна чистоты. Единственная реальность человеческой жизни — это ВОЛЯ, сказал Шопенгауэр; да, соглашается Ницше, но это ведь ВОЛЯ К ВЛАСТИ. Человеческая низость несовместима с нравственностью, сказал Шопенгауэр; святая правда, соглашается Ницше, и предлагает: нужно от этой аморальности иметь выгоду; настоящий человек, сверхчеловек, «юберменш», не приходит в ужас от аморальности, не скрывает и не оправдывает ее. «Юберменш» гордится именно тем, что недочеловеки — «унтерменши» — называют подлостью, ибо его ВОЛЯ К ВЛАСТИ священна и выше морали. Мы, «юберменши», должны прыгнуть по ту сторону добра и зла, а «унтерменши» — недочеловеки, на то их добрая воля, могут оставаться с этой стороны. Так сказали Ницше и Заратустра.
КОГО УВИДИТ ОСЕЛ
Шопенгауэр писал о рядовых ордынцах — Ницше интересовали вожди. Ницшеанство это вождизм, фундаментом которого является синтез Христа, Иуды и Пилата: ИДЕЯ + ВОЛЯ + ВЛАСТЬ + ВНЕМОРАЛЬНЫЙ ЧИН. Тридцать сребреников надо взять или отказаться в зависимости от того, хватает ли этих денег на текущие расходы — так сказал «юберменш». Преступника-дурака Ницше оставил на попечение Шопенгауэра, создав вместе с тем образ привлекательного мерзавца-героя. В таком контексте Шопенгауэр кажется дедушкой, который брюзжит, но не хочет из мусора взять бриллиант — боится запачкать перчатки. Ницше перчаток не жалел, но ему не доставало практических навыков. Между Ницше и Гитлером должен был возникнуть еще один «мудролюб». Орда дождалась: ее глашатаем стал Освальд Шпенглер. Шопенгауэр писал о человеке, Ницше занимался обществом, Шпенглер демаскировал всю цивилизацию. Ибо она, основываясь на лишенном ксенофобии взаимодействии культур, ставит под сомнение высшую ордынскую ценность — понятие о ВРАГЕ.
Эта идея, погруженная в излияния эрудиции Шпенглера, не сразу бросалась в глаза; его «Закат Европы» воспринимался скорее как беллетристика. Читателю кажется, что с ним забавляются, бросая его из гуманитарных хитросплетений в математическую паутину, а затем — назад, и еще, и еще... Он такой умный, такой изысканный, этот Шпенглер, — тем не менее, касаясь политики, демонстрирует рефлексы вонючего ордынца. На выборах 1932 года Шпенглер голосовал за Гитлера. Незадолго до выборов философ и фюрер имели продолжительную беседу, но не понравились друг другу. Гитлер — дурак, сказал после этой беседы Шпенглер, но нацистское движение надо поддержать. Шпенглер — не наш, сказал Гитлер; он говорит о закате Европы, а мы работаем над ее возрождением. На героев «возрождения» философ смотрит с отвращением. Цитирую: «Неотесанные, грубые, лживые, неполноценные, суеверные, продажные, разгильдяи, преступники, психопаты, идиоты, не-немцы... Они говорят о расе вместо того, чтобы взглянуть в зеркало. Один бегает за мальчиками, второй за морфием, а третий вообще не может бегать из- за плоскостопия. В идеях национал-социализма много правильного, но при условии, что их провозглашают не эти придурки». Плоскостопый дурак Гитлер оказался умнее рафинированного Шпенглера, так как воплотил в жизнь его тезисы. Зря философ ужаснулся «этим придуркам»: они — это он. Если осел глянет в зеркало, он не может увидеть ангела.
Мы не должны искать непосредственные истоки нацизма в философских трактатах. Не имеем права рассматривать творческое наследство Шопенгауэра, Ницше и Шпенглера исключительно в контексте истории Третьего рейха. Но интеллектуальная среда, в которой живет нация, значит больше, чем это кажется на первый взгляд. Если даже Мартин Хайдеггер (если скажу «сам Хайдеггер», философы меня поймут) стал членом НСДАП, то чего же удивляться, что в нацисты записались официант или парикмахер?
МОМЕНТ ИСТИНЫ
В сентябре 1945 года капитуляцией Японии закончилась Вторая мировая война. За что истребляли себя страны и нации? Как это не странно, но ответ мы читаем в последнем, пятом пункте антисемитского катехизиса, сотворенного фюрером и печерскими святыми отцами. Эти авторы приписали только евреям то, за что боролся и продолжает бороться мир: демократию, парламентаризм, разветвленное законодательство, правовое государство. Террористические акты в США — независимо от сопутствующих обстоятельств и мотиваций, ставших их причиной, — объективно являются атакой на демократию. Нет сомнений, что Гитлер и бен Ладен (или Саддам Хусейн) могли бы прекрасно найти общий язык. И не надо говорить о конфликте христианской (западной) и исламской (восточной) цивилизаций. Бомбардируя Югославию, США и их союзники выступали в защиту мусульман-албанцев. А сегодня именно в этом христиане- черногорцы обвиняют войска НАТО, расположенные в их стране.
Во времена СССР специальный центр в Крыму подготовил 18 тысяч (!) партизан (или боевиков, диверсантов, террористов — на выбор) для стран Африки, а в Ульяновске получили квалификацию пилота сотни наших тогдашних друзей-арабов. Много ли счастья принесло миру подобное «единение цивилизаций»? Вся история человечества отражает стремление в отношениях внутри сообщества и между сообществами избавиться от крови, но, к сожалению, делать это приходится через кровь. Так было, так есть... будет ли так?
Выпуск газеты №:
№186, (2001)Section
История и Я