Перейти к основному содержанию

«Тубильцы Берега Маклая отвергают немецкую аннексию»

Как Николай Миклухо-Маклай всколыхнул весь мир своими протестами
17 июля, 16:51
Фото из открытых источников

Что один человек, не занимая высокого положения в государстве, может сделать в мировом масштабе? Кажется, вопрос риторический. Однако есть в истории случай, когда обычный ученый всколыхнул весь мир своими протестами. Его имя - Николай Миклухо-Маклай.

17 июля исполняется 170 лет со дня рождения этнографа, географа, путешественника и антрополога украинского происхождения Николая Миклухо-Маклая. Этот человек, объездивший чуть ли не весь мир, прославился своими открытиями. В Индонезии, например, его считают национальным героем. Не менее известен он и как гуманист. Свидетельством этого может быть борьба ученого за прекращение работорговли среди коренного населения Тихого океана, опровержение полигенизма (теории о том, что расы не равноценны, белая раса – наиболее развитая). А однажды в борьбе за права туземцев исследователь вступил в спор даже с другими государствами.

Все началось с того, что Н. Миклухо-Маклай стремился найти земли, где еще не ступала нога белого человека. Это ему удалось. Ученый сошел на побережье Новой Гвинеи (назвав его позже Берегом Маклая) и смело двинулся к местным племенам (которые не гнушались каннибализмом). Несмотря на такую ​​сложную миссию, он не только справился с исследованиями, но и подружился с местным населением.

В 1871 году, как пишет Н. Миклухо-Маклай в статье газеты «The Brisbane Courier» (27 ноября 1883.), «говоря достаточно свободно на их языке, я подумал, что это мой долг как их друга (а также друга справедливости и человечности) - предупредить жителей берега в 1871 и в 1872 годах о приезде, раньше или позже, белых людей, которые, вполне вероятно, не будут уважать их права на землю, их дома и семейные связи ˂ ... ˃ Они хорошо поняли меня и просили не оставлять их, а защитить от недобросовестных и незваных белых гостей». С этого времени ученый обдумывал план защиты здешнего населения. Он имел в виду несколько проектов: автономия под протекторатом России (для этого и был установлен российский флаг), впоследствии решил выбрать протекторат Великобритании, еще одним вариантом было создание Папуасского Союза - независимого государства островитян.

Однако 3 ноября 1884 года немецкие войска оккупировали северо-восточную часть Новой Гвинеи (Берег Маклая). Несмотря на это, исследователь не складывает руки. 7-го января следующего года он пишет открытое письмо по поводу аннексии (интересно, что право ученого защищать права местного населения признали британцы), а 9-го января отправляет телеграмму Отто фон Бисмарку со словами: «Туземцы Берега Маклая отвергают германскую агрессию». Кроме того, Н. Миклухо-Маклай переписывался с лордом Дерби (государственным секретарем Великобритании по делам колоний).

Насколько тяжелой была борьба Н. Миклухо-Маклая, свидетельствует статья Джона Манро (Munro J. M.), опубликованная в «The Queenslander» (27 июня, 1885.). Он ставит в упрек ученому то, что никто не знает о Береге Маклая (хотя и по сей день это название сохранилось), называет описания исследователем неправомерного поведения немцев на острове местью за аннексию Берега Маклая.

Интересен ответ Джона Манро на слова Н. Миклухо-Маклая о том, что ученый верит, что близок тот час, когда темные расы (dark races) будут восприниматься как друзья, а не как дикие звери, тем более, что это является сентенцией закона наций. Джон Манро пишет: «Могу ли я спросить Миклухо-Маклая, когда Россия, как мощная нация, приняла эту похвальную и братскую сентенцию? Говорите, несчастные изгнанники обоего пола, молодые и старые, побуждаемые постоянным и грубым применением кнута (устоявшейся эмблемы злой и деспотической империи), что  тянут свои утомленные конечности через ледяные пустыни Сибири к изгнанию и смерти. Пусть ваши голоса соединятся и несмотря на подавление лязгом цепей и атмосферу земли, где солнце свободы закрыто облаками, сейчас отразятся эхом через Южную Азию на солнечных берегах Австралии. И будучи услышанными, разоблачат этого фальшивого поборника филантропии и свободы». Далее говорится, что если Н. Миклухо-Маклай действительно борется за свободу, пусть применит все свое влияние и спасает белых людей-друзей, которые пребывают в состоянии «живой смерти в темницах подземной России». Ведь люди Новой Гвинеи все еще свободны.

Это письмо Джона Манро показательно в нескольких смыслах. Во-первых, оно указывает на сопротивление идеям Н. Миклухо-Маклая, когда на упрек об идеях человечности не было найдено никакого другого ответа, кроме контробвинения. Во-вторых, это письмо дает понимание того, как воспринимали Россию в мире. Еще одно - раскрывает драму Н. Миклухо-Маклая, который должен был смириться с ситуацией в России, чтобы нормально работать. Кажется, все свои приглушенные силы он вложил в проект защиты туземцев. Ведь даже после приезда в Российскую империю, когда часть Новой Гвинеи была немецкой, он агитировал за создание русской колонии для противодействия немецким колонизаторам. Однако эти инициативы власти не поддержали.

Да, действия Н. Миклухо-Маклая не увенчались успехом, но тот толчок, который он дал, когда переписывался с представителями иностранных правительств, может вдохновить других людей дальше бороться за свои права во все времена.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать