«...відкрив тим нову добу в історії українського життя»
Сагайдачный сделал из казацкого войска опору украинской национальной государственности
Украинская история изобилует белыми пятнами. Целые пласты нашего славного прошлого остаются до сих пор неизвестными. Однако такая историческая пропасть позволяет отдельным чужеземным историкам по-своему трактовать события и факты, при этом оставляя в тени мощные фигуры прошлого, которые в свое время определяли не только сущность внутригосударственных событий, но и ход европейской истории.
К таким фигурам относится и гетман Войска Запорожского Петр Конашевич-Сагайдачный.
Семья мелких шляхтичей Конашевичей, в которой ориентировочно в 1550 году родился будущий гетман, проживала на Перемышльской земле Русьского воеводства (нынешняя Самборщина Львовской области). Получив начальное образование в Самборе, Петр Конашевич продолжает обучение в Острожской школе. Основанное князем Константином-Василием Острожским учебное заведение за короткий срок приобрел славу ведущего в тогдашней Восточной Европе. Там основательно изучали философию, медицину, богословие, полагаясь при этом на классическую в то время для Европы практику изучения семи свободных наук — грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки. К тому же студенты-острожцы должны были обязательно знать пять языков: латынь, славянский, польский, древнееврейский, греческий.
Знания, полученные в Острожской школе, стали фундаментом мировоззренческих взглядов молодого Конашевича. Стоит отметить, что в то время Острог был одним из ведущих культурно-образовательных и православно-идеологических центров. Здесь величественно возникали монументальные православные храмы и даже родился своеобразный острожский церковный напев. Как центр науки Острог приютил многих ученых и мыслителей, которые, опережая свое историческое время, подвергались жестким преследованиям со стороны тогдашних правителей.
Под влиянием идейно-религиозных поборников православия, которые имели абсолютное влияние на жизнь местного региона и Острожской школы, в частности, формировались и религиозные взгляды Конашевича. Он даже пишет тогда собственный трактат «Пояснення про унію», пытаясь таким образом отстоять православие. Неприятие католицизма и унии послужили впоследствии отправными точками для принятия политических решений гетмана Войска Запорожского Петра Конашевича-Сагайдачного.
Сегодня мы возвращаемся к признанию величия выдающегося украинца Петра Сагайдачного. Но его вклад в развитие нации и государства требует тщательного, крупица за крупицей, исследования и восстановления в памяти народа и истории Европы и внедрения его историко-ментальных энергий в современность и будущее.
Каким он был, гетман Сагайдачный?
ПОЛКОВОДЕЦ
«Не числом, а умением» — такой лозунг приписывают одному не очень выдающемуся военачальнику соседнего государства, к заслугам которого относят, в частности, побег через Альпы от войск Наполеона. Однако задолго до этого именно такой принцип подготовки войск был введен гетманом Сагайдачным на Сечи. Он строил свою стратегию и тактику с учетом существенного преимущества противника, соблюдая правила продуманного распределения сил и средств и с обязательным (и как свидетельствуют факты, безошибочным) определением слабых участков в обороне (наступлении) врага и предвидением его главного направления удара. Полководец исповедовал философию ведения активных тактических боев, не признавая пассивную тактику, которая тогда широко применялась в европейских армиях. Хорошо вышколенные, тактически подготовленные небольшие маневренные группы казаков неожиданно нападали на войска противника на марше, наносили точные и ощутимые удары, дезорганизовывали передвижение колонн, создавали панические настроения в рядах вражеских воинов и так же быстро, как появлялись, исчезали. Не напоминает ли такая тактика действия современных диверсионно-разведывательных групп?
В основе ведения боевых действий Сагайдачный видел, прежде всего, действия наступательные. Каждый маневр имел тщательное обоснование и конечную цель — нанесение окончательного сокрушительный удар и полный разгром врага. Такой цели предшествовал ряд действенных военных мер: введение противника в заблуждение, тактические бои с целью истощения сил врага, захват или блокирование коммуникаций и важных объектов, сосредоточение сил на основном направлении и т. п. При этом применялись внезапные встречные бои или продуманные принципы, которые наносили ощутимые потери. Сагайдачный, как мудрый полководец, не придерживался одной и той же тактики, а каждый раз менял тактический композиционный рисунок, чем доставлял немало хлопот вражеским стратегам.
Не следует забывать, что именно во времена гетманства Сагайдачного произошла военная реформа на Сечи. Из казацкой вольницы он создал регулярное войско. Такая сила стала боеспособной, организованной и дисциплинированной. Полководец изменил форму ведения фронтального огня в бою и соединил возможности плотных мушкетных залпов с применением холодного оружия. При нем была реорганизована разведка и артиллерия (он ввел легкую и маневренную артиллерию).
Особое внимание он уделял дисциплине, считая ее по праву основой боеготовности. Не случайно он «карал на смерть» тех повес, которые во время морских походов нарушали запрет полководца и употребляли водку. Так Сагайдачный решал проблему тогдашних «аватаров».
Сагайдачный всегда участвовал в походах и битвах, нередко лично вступая в поединок с врагом. Известен факт, когда во время московского похода он сражался с московитом воеводой Бутурлиным и свалил того с лошади.
Вершиной его военного искусства считается Хотинская битва 1621 года, победу в которой принес талант полководца Сагайдачного. Роль и значение этой битвы ранее приуменьшалась и российско-советскими и польскими историками, и до сих пор она не получила должного признания. Именно эта битва существенно изменила геополитический пасьянс в Европе, поскольку Османская империя после Хотина отказалась от попыток поработить Европу и утратила свой прежний международный вес, а Речь Посполитая спаслась от политико-государственной катастрофы.
Отдельного изучения требуют морские походы Сагайдачного. Он прославился походами на Стамбул, тогдашнюю столицу османов, взятием Кафы и Очакова, Варны и Трапезунда, Синопа и Аккермана .... Предводитель запорожцев разработал стратегию казацких морских походов, что и приносило ему победы и славу. Эту славу, которая разнеслась далеко за пределами Украины, зафиксировал для потомков итальянец Пьетро де ла Валле, известный путешественник и литератор. «У турок нет на Черном море ни одного места, которое бы не взяли и не разорили казаки, — писал он в мае 1618 года. — Во всяком случае они сегодня на Черном море такая значительная сила, что если приложат больше энергии, будут полностью его контролировать».
Гениальность военного стратега и одновременно тактика гетмана Сагайдачного подтверждалась на практике. Его военный талант признавали и польские короли, которые неоднократно выказывали ему свое уважение, и султаны Османской империи, которым он досаждал своими внезапными и успешными нападениями, и московские правители, на которых гетман вместе со своим войском наводил ужас.
Нынешним потомкам славного гетмана стоит вернуться к тщательному изучению военного наследия Сагайдачного. Пришло время нашим современным военачальникам избавляться отсоветизации в военном образовании и науке и возрождать золотые страницы украинского военного искусства. Уверен, что они дадут достаточно много интересного и неожиданного, что принесет пользу в борьбе с нынешними московитами.
ДЕРЖАВОТВОРЕЦ
Точно неизвестно, кто и что повлияло на формирование политических взглядов молодого Конашевича. Несмотря на это, мы знаем, что после Острога Петр перебирается сначала во Львов, а затем — в Киев. Первые шаги — домашний учитель, затем помощник земского судьи — не свидетельствуют о том, что вскоре Конашевич окажется на Сечи. Есть предположение, что в этом мнении он укрепился еще во времена обучения в Острожской школе.
Приобрести авторитет и уважение среди таких отчаянных, как запорожцы, было не так просто. Однако Конашевич продемонстрировал казакам и ум, и военную сноровку и мощь. Недаром от новых товарищей получил прозвище Сагайдачный — для этого должен быть искусным лучником, а ценителей этого искусства в Запорожье всегда было предостаточно.
Долгое время мы о деятельности Конашевича на Сечи почти ничего точно не знали — только то, что он принимал активное участие в казацких походах против татар и османов, где неоднократно отличался своей смелостью и острым умом.
Выныривает из исторической темноты он уже казацким предводителем. Тогда и фиксируются его качества не только как полководца, но и как многогранного политика и дальновидного государственного деятеля.
Прежде всего он выступает поборником прав казацкого народа, пытаясь различными способами — переговорными и тайными, силовыми и дипломатическими — добиться признания казацкой военной и политической организации. При этом Сагайдачный отстаивает право украинцев на самостоятельность и независимость, которое предусматривало вывод с территории Украины войск Речи Посполитой.
Современные историки считают, что именно при Сагайдачном произошло осознание украинской общиной своей автохтонной идентичности и определение территорий и границ тогдашнего государства.
Еще одно выдающееся деяние Сагайдачного — он переносит центр политической жизни из Сечи в Киев. Произошло это после московского похода 1618 года, когда гетман 20-тысячное войско направил не на Сечь, а на Киевщину. Гетманский полк прибыл в Киев, где впоследствии Сагайдачный был провозглашен «Гетманом над Киевской Украиной и Гетманом всего войска Запорожского».
Тогда же Сагайдачный проникся древней идеей обновления православной иерархии. Ликвидируется Брестская церковная уния, против которой Конашевич выступал еще в молодости. Игуменом Киево-Михайловского Златоверхого монастыря избирается Иов Борецкий, один из основателей Киевского братства, который был в дружеских отношениях с Сагайдачным. Борецкий объединяет вокруг себя значительные православные силы, к которым присоединяются светские деятели и вдохновители.
Весовым фактором восстановления влияния православия на территории казацкого государства становится коллективное вступление Войска Запорожского в Киевское братство.
За несколько лет, воспользовавшись тяжелым положением Речи Посполитой, Сагайдачный добивается от польского правительства удовлетворения казацких требований о свободе вероисповедания, отмены ограничения вольностей и прав казачества, признания власти гетмана над всей Украиной и т. п. Фактически, это было признание автономного казацкого государства.
Сагайдачный отстаивал так называемое «покозачення», благодаря чему селяне могли отказаться от феодальной повинности и перейти под опеку запорожцев. Благодарное население признавало правомочие казацкого государства и власть гетмана, а территория казацкой Украины расширялась.
Будучи дальновидным политиком, Конашевич поддерживал идею сплочения казачества, духовенства и мещанства, видя в таком союзе залог единства народа и государства. Таким образом, казачество вышло из узко-сословных интересов и впервые сформировало собственную политическую программу.
Приобретают «терминологическую конкретность» такие понятия как «русьский народ», то есть жители именно территории Украины. Это осознание происходит в разных слоях населения, и тогда возникает концепция русьского народа как равноправного и партнерского в союзе с польским и литовским. Этот пласт истории нуждается в сегодняшнем осмыслении и восстановлении, ведь он дает ключ к решению многих вопросов современности не только украинской государственности, но и геостратегических процессов в континентальной Европе. Как требует осмысления фигура самого Сагайдачного-державотворца, которая, на мой взгляд, величественнее, чем многие уже признанные деятели прошлого.
Сагайдачный сделал из казацкого войска опору украинской национальной государственности и, как писал в свое время историк Михаил Грушевский, «відкрив тим нову добу в історії українського життя».
Section
История и Я