Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Выбор «красного князя»-2

Украинская судьба Вильгельма Габсбурга — Василя Вышиваного
24 октября, 17:54
ВАСИЛИЙ ВЫШИВАНЫЙ — ЗАКЛЮЧЕННЫЙ КАРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СССР. ФОТО СДЕЛАНО ЗА НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ ДО ЕГО СМЕРТИ

Окончание. Начало читайте в «Дне» №190-191

10 июня в 1918 г. группа эрцгерцога Вильгельма, в том числе и УСС, была переброшена в район Елизаветграда. Передислокация произошла не случайно. Она состоялась в тот момент, когда в Южной Киевщине и Северной Херсонщине разворачивались крестьянские выступления против немецко-австрийской военной власти и гетманской администрации. Симпатии УСС были связаны с украинским крестьянским повстанческим движением. При этом В. Габсбург пытался убедить австрийскую и немецкую власть, что это движение было не большевистским по своему характеру, а направленным на удовлетворение земельных потребностей украинского крестьянства. Между тем австрийцы требовали от УСС участия в уголовных экспедициях в села, разоружения крестьян, реквизиции хлеба, что не могло не привести к напряжению в отношениях Сечевых Стрельцов с оккупационной властью. Но эрцгерцог Вильгельм демонстрировал сознательные шаги, направленные на защиту крестьянства. Это привлекало к нему все большее внимание украинского общества и порождало надежду относительно смягчения репрессивной системы оккупационного режима. Патриотическая деятельность В. Габсбурга, рост его популярности и упомянутые выше политические шаги украинских оппозиционных деятелей вызывали обеспокоенность гетмана П. Скоропадского. В своих воспоминаниях он отмечает, что неоднократно получал агентурные сведения, согласно которым эрцгерцог Вильгельм с помощью своего окружения «ведет усиленную агитацию в свою пользу с целью быть гетманом».

В свою очередь негативная реакция венской бюрократической верхушки на «украинофила» одного из членов императорской семьи обусловливалась, прежде всего, нежеланием Австрии всерьез считаться с украинскими национальными интересами, что стало понятным для многих политиков уже в разгаре мировой войны. Австрийские дипломатические круги в первую очередь были напуганы перспективой взаимопонимания между гетманом П.                Скоропадским и эрцгерцогом В. Габсбургом, что могло возникнуть после их встречи, которой они  стремились не допустить.

Во время очередного вызова В. Габсбурга в австрийскую столицу, а затем и в Берлин, к немецкому императору Вильгельму ІІ, он пытался убедить немецких рулевых в губительности оккупационного характера их политики относительно Украины. Однако его предостережения вызывали более чем прохладную реакцию. В течение всей войны Австрия препятствовала количественному росту УСС, равно как и перестройке вооруженных сил гетманского Украинского Государства. Этим, собственно, и объясняется настоящий подтекст кампании против эрцгерцога Вильгельма, которая была развязана при венском императорском дворе. Австрийские дипломаты и высшее офицерство выдвигали два главных обвинения против В. Габсбурга: во-первых, в попытках с помощью УСС «оторвать Галичину от монархии, присоединить ее к Украине», во-вторых, что легион «формально отвечает всем требованиям регулярной, даже врагом признанной формации». В конечном итоге, в начале октября по приказу австрийского командования легион был передислоцирован в Буковину, и В. Габсбург вместе со штабом и УСС остановился в Черновцах. На Буковине группа эрцгерцога Вильгельма состояла лишь из формирований УСС, и таким образом ротмистр (сотник) В. Вышиваный фактически стал командиром всего легиона Украинских Сечевых Стрельцов.

Приближение распада Австро-Венгерской монархии и нежелания ее правящих кругов образовать из Восточной Галичины и Буковины автономный край заставили западноукраинских политиков и военных прибегнуть к превентивным мероприятиям с целью предотвратить утверждение польской власти на украинской этнической территории. Еще в сентябре  1918 г. во Львове образовалась тайная организация украинских старшин, которая надеялась на перевод во Львов легиона УСС и создание на его основе вооруженных сил, способных сделать невозможными польские посягательства относительно галицкой столицы и Западной Украины вообще. Руководителем задуманной акции планировался Д. Витовский, а непосредственным командиром украинских военных сил — В. Вышиваный. Украинская парламентарная репрезентация в австрийском парламенте, а также Украинская Национальная Рада (созданная 18 октября) принимали в этом направлении энергичные меры. Однако влиятельные польские круги сумели помешать сосредоточению УСС во Львове.

Радикально настроенная часть украинского гражданства, в том числе и большинство старшин УСС, вопреки западноукраинскому политическому проводу, который вел переговоры с венским правительством и еще верил в возможность превращения Австрии в федерацию национальных государств, требовала немедленного провозглашения объединения всех украинских земель в единую самостоятельную Украинскую Республику и расторжение государственных связей с Австро-Венгерской монархией. Старшина УСС в этой драматичной ситуации не считала целесообразным подробно информировать эрцгерцога Вильгельма о подготовке к перевороту, не будучи уверенной до конца в его благосклонном отношении к этой акции, учитывая его близость к императорской семье. Однако в ходе ноябрьских боев во Львове за утверждение украинской государственности В. Габсбург показал себя как ее последовательный сторонник. Находясь в госпитале и страдая от лихорадки, он сделал все возможное, чтобы срочно передислоцировать УСС в галицкую столицу, где происходили решающие события, хотя часть сечевых стрелков пыталась остаться на Буковине, учитывая румынскую угрозу этому краю.

До 6 мая 1919 г. В. Вышиваный жил как частное лицо в монастыре оо. Василиян в Краснопуще. Это было время его добровольного интернирования, ведь западноукраинский провод искал возможности получить благосклонность стран Антанты и не хотел афишировать связь с австрийским эрцгерцогом. Именно тогда Василю Вышиваному было присвоено почетное звание «полковника украинского войска». 6 июня он попал в плен к румынам и был интернирован в монастыре Кальдарушаны. На домогательство правительства УНР в начале сентября  1919 г. В.Габсбург был освобожден и  прибыл в Каменец-Подольский, где на то время были расположены руководящие учреждения Директории. Его назначают начальником отдела заграничных связей главного управления Генерального штаба, где эрцгерцог начал работу над формированием сети военных школ для армии УНР и привлечением с этой целью военных миссий ряда государств Западной Европы, однако ноябрьская катастрофа украинской армии прервала эту работу.

В ноябре 1919 года В. Вышиваный вместе с правительством диктатора Е. Петрушевича оставил Каменец и как старшина армии УНР получил разрешение через Румынию выехать в Чехословакию. Однако именно в это время он заболел  тифом и был вынужден остаться в Бухаресте под наблюдением посла УНР в Румынии К. Мациевича. Как вспоминал Д. Дорошенко, который часто посещал больного, В. Вышиваный говорил «очень хорошо на украинском, но с галицким диалектом. Любил он превыше всего Галичину, где и проникся украинскими симпатиями». Эта преданность Украине и украинскому делу сочеталась с резко негативным отношением эрцгерцога к Польше и к любым компромиссам с ней со стороны украинских политиков. Он резко негативно отнесся к Варшавскому соглашению УНР с Польшей.

В начале 1921 г. в польской прессе было опубликовано письмо отца Василия Вышиваного Карла-Стефана Габсбурга, давнего полонофила, который поставил точки над «і» во взаимоотношениях эрцгерцога Вильгельма с семьей и его украинских вкусах. Карл-Стефан Габсбург упрекал сына, что со времени распада Австрийской монархии Вильгельм не возвращался в семейный дом, и все связи с ним были разорваны. «Поведение» Вильгельма не одобрял ни отец, ни вся его семья. При этом Карл-Стефан подчеркивал, что оба его старшие сыновья служили в польской армии. Фактически это письмо означало отречение Карла-Стефана Габсбурга от своего сына во имя симпатий к польской шляхте и в угоду ее политическим интересам.

Это письмо вызвало ответ сына 10 февраля  1921 г., которое в свою очередь было опубликовано в украинской прессе. «Мой отец заявляет публично, — писал В. Габсбург, —  что он и вся семья не соглашаются с моими поступками и не одобряют его. Относительно моей национально— политической деятельности, то имею честь публично заявить: во-первых, я совершеннолетний на основе украинского гражданского закона, который я для себя признаю... Во-вторых, утверждаю, что я не признаю всю политику, которую против украинского народа вела моя семья с постоянной несправедливостью для того же народа в течение веков. И потому это был один из мотивов, который побуждал меня пойти на службу  украинскому народу и украинской республике, и эту службу я выполню преданно и до конца — все равно, на котором положении поставит меня украинская легальная власть и невзирая на то, нравится ли это моему отцу и нашей семье, или нет. На всякий случай публично задетый, должен публично выразить мое удивление, что мой отец поддался до этой меры влияниям поляков, судьба которых не принадлежит к благородным ни в отношении к народам, которые ищут свободы, ни в отношении к тем, которым они вечно на коленях присягали в верности». Связав свою судьбу с Украиной, Вильгельм Габсбург потерял больше чем кто-либо из его прежнего окружения. До 1925 г. он жил в Вене, время от времени выезжая в разные города Европы. С 1925-го по 1935 год находился в Париже. В 1935 г. В. Габсбург возвращается в австрийскую столицу, где и встретил начало Второй мировой войны. В 1942 г. Василий Вышиваный знакомится с группой украинских студентов, которые учились в венской музыкальной академии. Через посредничество одного из них, Р. Новосада, устанавливает контакты с ОУН, в частности с членом провода Украинской Главной Освободительной Рады (УГВР) М. Прокопом. Как свидетельствует в своих воспоминаниях Р.Новосад, В. Вышиваный стремился, чтобы украинское подполье вошло в тесный контакт со спецслужбами западных государств с целью общей борьбы против гитлеровцев. Ввиду того, что в Вене на то время (1944     г.) сконцентрировалось несколько тысяч украинцев-беженцев и эмигрантов, такое сотрудничество могло быть эффективным.

После захвата Вены советскими войсками эрцгерцог оказался в английской зоне города. Однако его контакты с украинским подпольем оказались для него роковыми. 22   сентября  1947 г. в Вене В. Габсбург был арестован управлением контрразведки МГБ Центральной группы войск как агента французской разведки и участника ОУНовского подполья. В процессе следствия ему были выдвинуты обвинения в связях ис ОУН, сотрудничестве с английским агентом и французской контрразведкой во время Второй мировой войны и в дальнейшем, после капитуляции Германии.

19 декабря  1947 г. В. Габсбург был передан  МГБ УССР, которое в течение полгода вело дело Габсбург — Новосад. 20 мая  1948 г. следствие было закончено и дело передано в военную прокуратуру. По иронии судьбы, и в обвинительном выводе военной прокуратуры без любых доказательств утверждается, что «австро-венгерские правящие круги готовили В. Габсбурга-Летрингена на украинский престол». Ему в вину была поставлена и его антифашистская деятельность в годы войны, которая квалифицировалась советскими карательными органами как «работа в пользу английской разведки». Невзирая на всю нелепость выдвинутых обвинений В. Габсбург был осужден к 25 годам лишения свободы. 12 августа  1948 г. было подписано сопроводительное письмо о направлении В. Габсбурга во Владимирскую тюрьму. Однако 18 августа  1948 г. он умер в больнице тюрьмы № 1 г. Киева с диагнозом двусторонний кавернозный туберкулез легких. Установить место его захоронения до сих пор не удалось.

Так драматично завершился путь Вильгельма Габсбурга  — Василя Вышиваного на своей второй родине. Ради Украины он ушел из родительского дома, разорвал связи с семьей, высшими аристократическими кругами Европы, отдал свои молодые годы, высокое положение, титулы, средства и в конечном итоге — жизнь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать