Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Железный купец

Жизнь Алексея Алчевского
21 октября, 20:21
АЛЕКСЕЙ АЛЧЕВСКИЙ. ФОТО 1895 года

Металл прошел через всю его жизнь. В переносном и даже буквальном смысле: не щадя живота своего, отдавая все силы становлению угольной и металлургической промышленности Украины, он в зените славы внезапно попадает под поезд на Царскосельском вокзале. Прошло сто и четыре года со дня гибели этого выдающегося человека. Речь идет об истинном патриоте родной земли, промышленнике, банкире, меценате — Алексее Кирилловиче Алчевском, харьковском купце первой гильдии.

Говоря про «удалого буржуя» невозможно не упомянуть о его семействе, которое Господь так же «поцеловал в маковку», как и самого Алексея Кирилловича. Жена Алчевского — Христина Даниловна (в девичестве Журавлева) — педагог- просветитель, основоположник методики обучения грамоте взрослых. Среди их пятерых детей особой талантливостью отличались сын Иван Алексеевич Алчевский — «король теноров», солист Мариинского оперного театра и дочь Христина Алексеевна Алчевская — украинская поэтесса, переводчик и педагог. Домашние были первыми помощниками купца, надежным тылом. Сам отец семейства слыл человеком слова и дела, обладал феноменальной работоспособностью, уникальной предприимчивостью. Сын владельца бакалейной лавки, он к концу жизни сделался одним из богатейших людей Российской империи.

Помимо финансово-экономической деятельности, Алчевский занимался общественной (возглавлял харьковскую организацию украинской либерально-демократической интеллигенции), просветительской, культурологической работой. На собственные средства он строил церкви, больницы, школы. Сооружение первого(!) памятника Т. Г. Шевченко (Харьков,1899г.) — это заслуга Алексея Кирилловича.

Точкой отсчета бурной деятельности купца стал предреформенный 1860 год, когда молодой Алчевский в 25-летнем возрасте с красавицей женой из родимого гнезда (г. Сумы) переехал в Харьков и открыл там небольшой чайный магазин. Но, будучи от природы человеком активным, полным энергии, он не мог довольствоваться положением мелкого торговца. Натура требовала размаха. Засев за книжки, Алчевский самостоятельно (до этого он закончил курс сумского уездного училища) овладевает вопросами экономического и финансового характера.

Обостренный интерес предпринимателя концентрируется на кредитно-денежных отношениях. В результате появляется первый в Украине банк коммерческого кредита — Харьковский торговый банк. Через три года (в 1871 г.) опять-таки в Харькове по инициативе Алчевского на акционерных началах открывается первый не только в Украине, но и во всей Российской империи Земельный банк, бессменным руководителем которого он пробыл 30 лет. Проект устава данного банка купец разрабатывал совместно с известным экономистом, профессором И. В. Вернадским — отцом всемирно знаменитого академика В. И. Вернадского, первого президента АН Украины.

Донбасс в конце ХIХ века был самым благоприятным местом для предпринимательской деятельности. По мере того, как страну окутывали железные дороги, возрастала потребность в угле и металле. А этого добра, как известно, на востоке Украины предостаточно, его только нужно уметь взять. Вот Алексей Кириллович и засучил рукава. В пределах Бахметского, Славяносербсого уездов, и области Войска Донского (ныне это территория Луганской области) купец начинает заниматься разведкой и разработкой каменного угля, и в 1878 году создает акционерное Алексеевское общество.

Земельный банк Алчевского немедля выдавал любые ссуды землевладельцам под залог недвижимости. Кто не мог рассчитаться с долгами — его земли переходили к другим и, как правило, Алексеевскому горнопромышленному обществу. Приобретая таким образом целые имения по существующей в то время цене — 45—50 рублей за десятину, Алчевский поднимает первоначальную стоимость 500-рублевых акций в четыре раза — до 2 тыс. руб. за штуку. Сам, являясь неисправным капиталистом, Алчевский и других старался приобщить к рыночным отношениям. На приобретенных землях купец использовал наемную рабочую силу, материальное стимулирование, внедрял новую технику, поощрял торговлю сельхозпродукцией.

Но все же истинный размах талантливого организатора и предпринимателя Алексей Кириллович продемонстрировал в металлургической промышленности. В 90-е годы по его инициативе строятся два крупных металлургических завода: Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО) возле станции Юрьевка (ныне г. Алчевск) и общества «Русский Провиданс» в Мариуполе. Контрольный пакет акций последнего принадлежал бельгийцам, тогда как ДЮМО основано было исключительно на отечественные капиталы.

Правду говоря, Алчевский недолюбливал иностранцев. Не верил в «благородную роль иностранного капитала в пробуждении спящего отечества и превращении Донецкого бассейна в цветущие промышленные центры». Быстрое развитие металлургической промышленности Донбасса в конце позапрошлого века вызвало сюда большой наплыв толстосумов из-за рубежа. Высокие прибыли за счет дешевого сырья и дешевой рабочей силы манили в донецкие степи английских, бельгийских, немецких, французских капиталистов. К началу ХХ века металлургическая промышленность Донбасса принадлежала, можно сказать, иностранным акционерным обществом, среди которых доминировали франко-бельгийские компании. Вот им то и противостояло ДЮМО (сейчас ОАО «Алчевский металлургический комбинат») чисто отечественное предприятие, ставшее серьезным конкурентом «лягушатникам».

Казалось, он сделан из стали, выплавляемой его заводами. Увы! Как металл подвергается коррозии, так и предприятия Алчевского вскоре подверглись мощному удару экономического кризиса, разразившегося в самом начале ХХ века. На все новые просьбы купца следовал неизменный ответ: — Отказать! Последнее категорическое «нет», от царских сановников Алчевский услышал 4 мая 1901 года, а 7 мая того же года Алексея Кирилловича не стало.

О случившемся на Царскосельском вокзале тогдашняя пресса отзывалась по-разному. Одни газеты писали: «…самоубийство банкира было актом своеобразного протеста против полного равнодушия царского двора к судьбам отечественной промышленности», другие утверждали, что купца заставило броситься под поезд элементарное отчаяние, третьи — растолковали происшедшее, как несчастный случай

Безусловно, любую из выше указанных трактовок о случившемся можно было бы назвать правильной, если бы не один факт, ставящий под сомнение версию о самоубийстве. Курсовая стоимость принадлежавших Алчевскому акций составляла на 07.05.1901 года (день смерти) 18 млн. рублей при задолженности 15 млн. рублей. Выходит, у купца еще оставалась кругленькая сумма. Так зачем же убивать себя? Уж очень это непохоже на Алчевского, человека, идеалы, принципы и сам образ жизни которого отнюдь не располагали к суицидным наклонностям. Впрочем, это тема для отдельного исследования. Однако заметим: после трагической гибели купца все акции его предприятий приобрели франко-бельгийские финансисты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать