Перейти к основному содержанию

Академическая музыка — он-лайн

На ІХ Международном конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица победила русская фортепианная школа и... киевский «ген»
27 июня, 11:46
«ЗОЛОТОНОСНЫЙ» АЛЕКСАНДР СИНЧУК В МУЗЫКАЛЬНОМ МИРЕ УЖЕ ХОРОШО ИЗВЕСТЕН / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

На протяжении 16 дней 59 юных претендентов из 11 стран, среди которых Азербайджан, Беларусь, Грузия, Италия, Китай, Латвия, Южная Корея, Российская Федерация, Украина, Франция и Япония, завоевывали в борьбе почетное звание лауреата конкурса памяти Владимира Горовица (см. «День» от 26 июня), который вместе с Международным конкурсом им. П. И. Чайковского и Международным фортепианным конкурсом в Тбилиси образует «большую троицу» самых авторитетных на постсоветском пространстве фортепианных соревнований. Международный престиж и высокий рейтинг киевского конкурса в первую очередь определяется составом уважаемого жюри, которое и в этот раз было сформировано из самых известных пианистов мира. Это — Татьяна Рощина (Украина), Петер Пауль Кайрат (Италия), Элеанор Вон (Китай), Томаш Хербут (Польша), Вадим Руденко, Лев Шугом (оба — Российская Федерация), Мариан Рыбицки (Франция), Яков Касман (США, РФ). Возглавлял жюри ректор Киевского института музыки им. Р. Глиэра профессор Александр Злотник. К слову, киевский конкурс каждый год обязательно «засвечивается» какой-то новацией. Так, и в этот раз интернет-трансляция конкурса он-лайн невероятно расширила географию слушательской аудитории в разных странах мира и виртуально в разы увеличила фортепианную «фан-зону» ценителей академической музыки.

Приятным сюрпризом и ощутимой помощью для юных исполнителей стала также возможность выбирать для своего выступления инструмент — рояли всемирно-известных фирм Steinway, Bechstein или Yamaha.

«Да, — сказал по завершении конкурса Александр Злотник, — естественное желание победить было у каждого из участников, однако блестящую победу в этот раз получила русская фортепианная школа. Лауреатами первой премии и обладателями золотых наград стали Александр Кутузов (средняя группа) и Александр Синчук. Вторую премию получили также россияне — соответственно Костя Емельянов и Николай Медведев. Киевлянка Екатерина Хомякова награждена «бронзой» (средняя группа). А в старшей группе «плотную» троицу образовали опять-таки наши — Татьяна Шафран (4-я премия), Павел Качнов (5-я) и Данила Саенко (6-я). Следовательно, в командном зачете украинские музыканты смогли-таки показать ожидаемый «класс». Музыкальный мир в последнее время привык к поражающему, кое-где просто массовому лидерству на международных музыкальных гонках представителей Китая, Японии, Кореи и тому подобное. Впрочем, на этот раз только 6-я ступенька покорилась китаянке Чум Мань Шань.

В целом уровень исполнительского мастерства на конкурсе был очень высоким. Юные музыканты поражали удивительной (для своего возраста) зрелостью эмоционального мира, тонким пониманием стиля исполняемых произведений, удивительным техническим мастерством. Так, утонченным пианизмом, филигранной фразировкой пленял студент Национальной музыкальной академии Дмитрий Пивненко, запомнился блестящей трактовкой Вариаций В. Виленского на тему Паганини Михаил Ткачев. Поражали философская глубина и хоральный аскетизм произведений И.— С. Баха и в то же время виртуозная — просто на грани возможного — «Кампанелла» Ф. Листа в исполнении Алексея Григорьева. А Аслан Асланов из Азербайджана был признан лучшим среди интерпретаторов произведения украинского композитора — поэмы-легенды В. Косенко.

Конечно, у публики почти с самого начала вырисовывались свои фавориты. Особенную симпатию вызвала своими утонченными интерпретациями пианистка из Грузии Кетеван Чхартишвили. Ее игра очаровывала излучаемой нежностью, задушевной лиричностью, прозрачным, неповторимо небесным звучанием фортепиано, серебристым журчанием, будто на арфе исполняемых стремительных пассажей.

Выступления Александра Синчука, «золотоносного» лауреата, мгновенно вызвали в воображении присутствующих образ и манеру игры того, чье имя носит конкурс — «короля фортепианных королей», «последнего романтика», о ком Артур Шнабель в свое время сказал: «Он получеловек — полупианино», Владимира Горовица. Вдохновенным романтизмом, особенным шармом, неограниченной свободой интерпретаций, наконец, внешней привлекательностью пленял слушателей Александр Синчук, который стал настоящим открытием киевского конкурса. Но в музыкальном мире этот 23-летний музыкант уже хорошо известен. Пианист с «украинскими корнями» (ввиду украинской фамилии Александра, как заметил Александр Злотник), Синчук — победитель ІV Международного конкурса им. С. Рахманинова в 2008 г. — имеет на своем счету многочисленные гастроли в США, Австрии, Испании, Италии, Великобритании, выступления на международных европейских форумах классической музыки. Во время разговора музыкант признался, что просто в восторге от приема киевской публики, вообще от Киева, поделился своей мечтой еще раз сыграть в Карнеги-холле, где у него уже было сольное выступление. Кстати, осенью Александр отправляется на учебу в Лос-Анджелес. Интересно, что мастерство Александра как пианиста выросло на благодатной почве нескольких поколений выдающихся исполнителей, признанных мастеров фортепианного исполнительства: его первой учительницей стала внучка легендарного виртуоза Григория Гинзбурга, который в свою очередь учился у самого Александра Гольденвейзера, второй — ученица знаменитой Татьяны Николаевой, а нынешний — профессор Московской консерватории Валерий Пясецкий — воспитанник одного из лучших музыкальных педагогов Анны Даниловны Артоболевской, которая в свое время закончила Киевскую консерваторию у В. Пухальского (в начале прошлого века — директора Киевского музучилища и Киевского муздраминститута им. Н. Лысенко), из класса которого вышел сам Владимир Горовиц. Итак, круг замкнулся, и киевский «ген», пройдя несколько витков спирали исторического развития фортепианного исполнительства, снова «вынырнул» уже в ХХІ веке — теперь в фантастической игре Александра Синчука!

(Между прочим, из класса В. Пясецкого вышел еще один «звездный» пианист — Денис Мацуев, имя которого ныне известно всему музыкальному миру). По-видимому, символически, что такой ошеломляющий успех у киевской публики выпал на долю Александра Синчука именно в зале Национальной филармонии Украины, где дал свой последний концерт перед окончательным отъездом из Украины Владимир Горовиц. На удивление эмоциональное, технически блестящее, эмоционально возвышенное и абсолютно раскованное исполнение А. Синчуком Первого фортепианного концерта П. Чайковского — этого своеобразного «хита» классической музыки — вызвало в зале настоящий экстаз, так что пианисту пришлось сыграть на «бис» еще и знаменитую Соль-минорную прелюдию С. Рахманинова. Отдельно следует отметить мастерское «вплетение» в музыкальный процесс исполнения Академического симфонического оркестра Национальной филармонии Украины под руководством Николая Дядюры: солист и оркестр буквально чувствовали дыхание друг друга, и поражающая пластика дирижера безукоризненно синхронизировалась с пластикой музыкального высказывания пианиста. В этом смысле можно считать, что конкурсантам старшей группы очень повезло — «взаимопонимание» дирижера, солиста и оркестра всегда было эталонным.

Бесспорно, Конкурс памяти Владимира Горовица сегодня находится на пике своей истории. И все же достижение главной цели нынешнего конкурса еще впереди. Это — обеспечение всех лауреатов концертными гастролями и в Украине и за ее пределами, что неоднократно подчеркивал и Александр Злотник, и Юрий Зильберман. Собственно, многочисленные призовые награды, врученные на торжественной церемонии премирования лауреатов, а это — гарантированные выступления победителей на престижных концертных площадках многих стран, и составляют концепт уникального киевского конкурса пианистов. Ведь, как заметил в конце Александр Злотник, «ответственная миссия новых лауреатов — это дарить людям волшебный мир музыки, добра и радости». На ее реализацию и направлена вся многовекторная деятельность оргкомитета Конкурса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать