Перейти к основному содержанию

Академия для слушателей

Несколько мгновений «Киев Музик Феста 2007»
12 октября, 19:36
ВЫСТУПАЕТ «КИЕВСКАЯ КАМЕРАТА» / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Каждый день в залах Национальной филармонии, Дома ученых, Союза композиторов, Национальной музыкальной академии выступали солисты, камерные ансамбли, оркестры и хоры — за это время они озвучили произведения 190 композиторов! В форуме участвовали исполнители из 19 стран, среди них греческая певица Анна Алексопулу, Боннский камерный хор, австрийский дуэт «Duo-violini», польский квартет «Willanow», фортепианное трио «Gryphon» из Канады.

Традиционно большая часть исполняемой музыки была современной, то есть охватывающей ХХ—ХХI век и написанной в академических жанрах. А в Михайловском златоверхом соборе и Трапезной церкви Киево-Печерской лавры можно было услышать старинные церковные распевы. Состоялось много авторских концертов, в том числе два юбилейных — в честь 65 летия Евгения Станковича и70 летия Валентина Сильвестрова.

ФЕСТИВАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ

Много ярких впечатлений подарил публике вечер в филармонии, в котором участвовали: ансамбль «Киевские солисты» (художественный руководитель и дирижер — Богодар Которович), скрипачка Мирослава Которович, камерный хор «Кредо» (дирижер Богдан Плиш), женский хор Киевской музыкальной школы им. Н. Лысенко (главный хормейстер — Оксана Никитюк).

Словно сотканную из пения горного ручья и предрассветного тумана услышали зрители «Утреннюю музыку» Евгения Станковича; перекличку то ли птичьих, то ли ангельских голосов в «The Annunciation» Юрия Ланюка (премьера); мотив головокружительного полета в «Canto ricordo» Виталия Губаренко (премьера), историю обретения истины в «Agnus Dei» и «De рrofundis» Кшиштофа Пендерецкого.

Была на этом концерте еще одна премьера — произведение Виктории Полевой на слова английского поэта и проповедника Джона Донна «No man is an Island» («Человек — не остров») для меццо, женского хора, фортепиано и струнных. Солировали Оксана Никитюк (меццо-сопрано) и Елена Жукова (фортепиано).

Творчество Виктории Полевой отмечено особым почерком и умением автора говорить о вещах не сиюминутных. В ее произведениях всегда есть духовный поиск, и слушатель вдруг ловит себя на том, что вовлечен в эту напряженную работу. Сочинение «No man is an Island» явилось для меня одним из самых значимых открытий фестиваля. Написанные в XVII столетии строки: «Не было и не будет человека-острова, потому что каждый из нас — часть планеты» в нашем веке обрели достойное музыкальное воплощение.

Канадское фортепианное трио «Gryphon» — один из лучших в мире коллективов такого состава, по отзывам музыкальных критиков, они играют с редким совершенством. И действительно, выступление в Доме ученых Анали Патипатанакун (скрипка), Романа Бориса (виолончель) и Джейми Паркера (фортепиано) отличалось мастерством высокого класса.

Виолончелист Роман Борис прекрасно говорит по-украински (он имеет украинские корни — его родители родом из Львовской области, переселились в Канаду после Второй мировой войны):

— В этом году нашему трио исполняется пятнадцать лет, — рассказал Роман Борис. В нашем репертуаре — классика, начиная от Гайдна до произведений современных композиторов. На этом фестивале мы исполняли программу, включающую музыку канадских авторов — Гари Кулеша, Ребекки Кларк и Келли- Мари Мерфи — и две новые вещи — «Мгновения Моцарта» Сильвестрова и «Эпилоги» Станковича, которые были написаны специально для нашего трио. Меня глубоко трогает музыка этих двух композиторов, при том, что они очень разные... Ныне в Украине очень высокий уровень музыкального искусства, особенно хоровой музыки. У вас очень талантливые дирижеры. Радостно видеть, что молодые исполнители в камерном оркестре серьезно, с энергией берутся за современную музыку...

На высоком уровне прошел и филармонический концерт «Киевской камераты». Прозвучали «Tristium» Святослава Лунева, сюита из балета «Даниэла» Михаила Чемберджи, Элегический концерт Джорджа Гроссмана, «Код Энеску» Геннадия Чобану, «Инкрустации» Любавы Сидоренко и «Сокровенное» Владимира Золотухина с озвученным описанием мечтаний, тревог и надежд. На скрипке солировала Богдана Пивненко, на фортепиано — Татьяна Андриевская.

— «Камерата» — постоянный участник «Киев Музик Феста», из восемнадцати фестивалей мы выступали в семнадцати, — рассказал Валерий Матюхин. — Причем не просто участвовали, часто на себе «вывозили» фестиваль. Например, в 1996 году мы выступали девять раз, и многие говорили, что это фестиваль «Киевской камераты»...

Знаете, мне грустно видеть, когда во время прекрасных концертов филармонический зал пустует. Десять лет назад были аншлаги. Причину я вижу не в падении интереса, а в плохо поставленной пиар-компании. Фестиваль нужно загодя рекламировать. Можно привлечь гостей феста, чтобы, например, выступали ведущие композиторы и рассказывали бы о своих сочинениях.

Мы можем как угодно относиться к музыке, принимать или не принимать ее, но следует помнить, что украинская музыка — наше достояние, и мы должны ее ставить на первое место. Знаете, 30 лет назад когда была создана «Камерата», мы определили для себя основной постулат: место украинской музыки — в мировом искусстве и музыкальном процессе. Нельзя исходить из принципа — это интересно, это неинтересно. У исполнителя должен быть один принцип — тебе дается произведение, и ты как музыкант должен быть абсолютно честен по отношению к нему и играть на уровне.

Значение фестиваля в том, что он дает толчок к развитию и исполнителя, и композитора...

ЛОЦМАН ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

На торжественном закрытии фестиваля Национальный заслуженный академический симфонический оркестр под управлением Кирилла Карабица исполнил Концерт №2 Ивана Карабица. Это произведение, насыщенное светом и любовью к жизни, было сыграно музыкантами с радостью и напомнило всем о замечательном композиторе и человеке, который семнадцать лет назад подарил нам «Киев Музик Фест». А на следующий день после официального закрытия фестиваля в зале Союза композиторов прозвучала «Камерная музыка молодых» в исполнении ансамбля «nostri temporis». Это международный проект — кроме украинских авторов, в нем участвуют композиторы Беларуси, России, Азербайджана, и все они — студенты или недавние выпускники. Мощный поток свежей энергии излучался со сцены, вызывая в зале живой отклик. Особенно красочными и самобытными были композиции «Осенний берег» Елены Серовой, «Таинство волны» Ярослава Одрина, «Преломление» Максима Коломийца, «Лаконизмы» и Токката для фортепиано Евгения Геплюка.

— Я в большой степени обязан фестивалю «Киев Музик Фест» тем, что стал композитором, — признался Ярослав Одрин, выпускник Национальной музыкальной академии 2006 года. — Академическое обучение предполагает лишь теоретическую составляющую композиторского ремесла, а практику можно получить только во время живых концертов. От стран Европы мы отличаемся малым количеством фестивалей современной музыки, у нас этот процесс пока в стадии становления...

Современный слушатель настороженно относится к современной академической музыке. Он к ней не всегда готов, т.к. мало знаком с ней. Но если он искренне хочет постичь ее смысл, но не знает, где это сделать, то, побывав на концертах «Киев Музик Фест», слушатель откроет такой чарующий мир музыки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать