Акробатика подмяла лирику
«Коппелия» Делиба — снова в репертуаре Национальной оперы
Указание «гастроледателей» было выполнено исправно и ревностно: главный балетмейстер театра Анатолий Шекера мобилизовал труппу и после трех месяцев репетиций представил свою трактовку знаменитого произведения, о котором Петр Ильич Чайковский когда-то сказал как о первом балете, «в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес».
Партитура Делиба действительно обладает редкой композиционной целостностью, мелодическим богатством и изящным сочетанием романтических, лирико-драматических и комедийных мотивов, которые превосходно сумел передать оркестр театра под управлением талантливого дирижера Алексея Баклана. Созвучна музыке была весьма изобретательная колористическая гамма костюмов, сочиненных для спектакля Марией Левитской. Правда, пространственное решение, предложенное маститым сценографом, вызывает некоторые возражения. Загромождая сцену декорациями, особенно «кукольными» домиками в первом и третьем актах, она сузила пространство для танцев. Особенно это стало очевидным, когда в мазурке завертелись на сцене 32 артиста кордебалета. В учиненной ими сутолоке комкался пластический рисунок танца.
Впрочем, это отнюдь не самый проблематичный момент нового спектакля. Приступая к его постановке, Анатолий Шекера декларировал стремление отказаться от хрестоматийной «сказочной» трактовки «Коппелии», прорвавшись к философичности новеллы Э.-Т. А. Гофмана «Песочный человек», положенной в основу ее либретто. Попытку «модернизации», честно говоря, трудно назвать успешной, ибо, взыскуя формальной новизны, хореограф словно «забыл» о самой музыке, требующей широких пластических кантилен.
Парадоксы начинаются уже с первого эпизода. Под звуки очаровательного вальса на сцену выбегают четверо юношей, а за ними — героиня Сванильда. То, что исполняют солисты, напоминает скорее не танец, а акробатический этюд. Юноши с бодрым остервенением манипулируют перепуганной девушкой, завершая номер композицией, напоминающей физкультурную пирамиду. По ходу спектакля рождается еще немало эпизодов, где бытовая пантомима вытесняет поэзию, а набор бессвязных движений заменяют легкость и полетность классического танца. Столь же далека от содержания музыкальных характеристик и пластика основных персонажей. Юная Алина Кожухару достаточно аккуратно и технично ведет партию Сванильды. Но характер смелой и хитроумной влюбленной, которая ревнует своего жениха к таинственной незнакомке, каждое утро появляющейся в окне дома старого мастера кукол Коппелиуса, одаренная солистка раскрывает весьма приблизительно. Франц, «влюбившийся» в заводную куклу Коппелию (ее мастерски играет Ирина Задаянная), в исполнении Геннадия Жало также маловыразителен. Даже для блестящего актера Дмитрия Клявина (Коппелиус) балетмейстер не нашел лучшего решения, чем копировать Злого гения из «Лебединого озера». Есть, конечно, в новой версии «Коппелии» и эффектные номера. Но, увы, они не компенсируют холодную умозрительность замысла.
Выпуск газеты №:
№23, (1999)Section
Культура