Александр Миловзоров: «БУДЕМ ЖИТЬ!»
Одна из старейших в Киеве — «Галерея 36» — отметила свой 20-летний юбилейПервый раз я попала на день рожденья «Галереи 36», когда ей исполнилось два или три года. В то время я вела программу «Имя» на телеканале «ТЕТ», и накануне, на съемках передачи о писателе Андрее Куркове, познакомилась на его «квартирнике» с художественным руководителем галереи заслуженным художником Украины Александром Миловзоровым и ее директором искусствоведом Светланой Чернобородовой. Третьим членом их маленькой бойцовской команды оказался мой давний приятель, с которым мы не виделись много лет, искусствовед Сергей Тернавский. Они и пригласили меня на свой праздник.
За эти годы «Галерея 36» узнала и славу, и падение с ее вершины. Были благодатные времена, на излете шальных денег 90-х, когда, казалось, что общество навсегда изменилось — «новые украинцы» стали робко, потом активнее, интересоваться не только казино и ночными клубами, но и покупать произведения искусства. Были окаянные дни, когда коллектив галереи отчаянно боролся за свое выживание... «Галерея 36» достойно прошла и воду, и огонь, и медные трубы. И доказала право на свое существование.
В нынешнем году, на 20-летним юбилее галереи, собралось огромное количество ее друзей. Художники, которые два десятилетия тому считались начинающими, и свои первые персональные выставки увидевшие в «Галерее 36». Их дети, внуки, в буквальном смысле выросшие в стенах гостеприимной вотчины «Петровича» (так близкие называют Александра Миловзорова). Поздравили именинников искусствоведы и журналисты, представители посольств и дипломаты, коллекционеры и клиенты. По укоренившимся законам галереи юбилейный вечер не был гламурным и томным, но веселым и шумным — с возникающими в разных уголках этого небольшого пространства политическими и культурологическими дискуссиями, воспоминаниями и откровениями. Как и должно быть в большой семье, которая нечасто собирается вместе. А чужие сюда не ходят...
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
В конце вечера мне удалось оторвать Александра Миловзорова от нескончаемой череды гостей и задать ему несколько вопросов по поводу, ради которого все мы в тот день собрались на Андреевском спуске, 36.
— Саша, помнишь самую первую выставку, которой 20 лет назад открывалась «Галерея 36»?
— Конечно! Это была выставка мини-арта. Существуют такие всемирные стандарты — художники, графики, скульпторы представляют работы, которые по своим размерам не должны превышать 15 сантиметров. Именно таким вернисажем и открывалась наша галерея. В ней участвовали художники со всей Украины — мы собрали более 400 произведений, выполненных в разной технике и из различных материалов. Получилось впечатляюще. Многие из тех, кто был на открытии галереи, помнят ту выставку до сих пор.
— Меня немного удивило, что я не заметила на вашем юбилее почти никого из художников, кто был завсегдатаем «Галереи 36» в конце 90-х годов, чьи имена стали известны после их персональных выставок, проходивших именно в «Галерее 36»? Не обидно?
— Нет. Это нормальный процесс. Многие художники, которые начинали свою карьеру в нашей галерее, позднее стали популярными, и сегодня активно выставляются в Европе. Галерея такой возможности предоставить им не могла и не может, устроительство выставок заграницей — дорогостоящее удовольствие. Но мы всегда искренне радуемся успехам коллег.
Кроме того, за последние годы политика существования галереи несколько изменилась. Мы перешли в область народной дипломатии (я так определил для себя данный процесс) — стали приглашать выставляться в нашем пространстве не только украинских, но и иностранных художников. Нашими гостями уже были живописцы, скульпторы, фотографы из Латвии, Чехии, Германии, Хорватии. В планах на будущее продолжать этот курс, так что киевлян ожидает немало интересных и неожиданных сюрпризов. Это результат нашего плотного сотрудничества с атташе по культуре посольств иностранных государств в Украине. Члены нашей команды — я, Ирина и Виталий Тернавские — также выставляются за рубежом. Так происходит наше проникновение в Европу, и знакомство украинцев с искусством художников из других стран.
— Есть и еще одно событие, о котором я узнала на вашем юбилее. Удивившее и восхитившее меня одновременно. Директор галереи Света Чернобородова, искусствовед по образованию, стала писать живописные работы. Если абстрагироваться от того, что Света — твоя жена, можешь оценить ее опыты как профессионал?
— Я приветствую любые творческие поиски. Когда Света (случилось это после событий на Майдане) сказала, что хочет попробовать писать, я даже не удивился — подготовил нужную бумагу, краски, кисточки, и, что называется, пожелал удачи. Больше в творческий процесс меня никто не допускал! Светлана Ефимовна работала много и азартно, увлекла этим делом и внучку Надю — они вместе осадили мастерскую и выливают свои эмоции на бумаге. Мне нравится. К тому же, хочу подчеркнуть, что Света — хоть и не профессиональный художник, но блестящий искусствовед, она на уровне подсознания понимает, что хорошо, что — плохо.
— Нынешние времена — стрессовые для искусства вообще, и для галерейного движения, в частности. Как вы справляетесь с экономическими проблемами?
— За 20 лет мы уже не раз испытали на себе пресловутые времена перемен. Не дождутся! (Смеется) Будем жить!
Выпуск газеты №:
№232, (2015)Section
Культура