Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Александр ШПИЛЮК: «Есть ради чего устраивать это сумасшествие»

Сегодня в Доме кино состоится пресс-конференция по итогам подготовки Международного фестиваля «Молодость-98»
17 сентября, 00:00

Несомненно, что эта встреча может произойти лишь с помощью таких же одержимых кино организаторов фестиваля, которые, несмотря на сердечные приступы, бессонные ночи и нервные стрессы, каждый год возвращаются в «Молодость». Пожалуй, самое важное в любом фестивале — это его программа. Поэтому накануне очередного форума мы решили встретиться с директором программ кинофестиваля Александром Шпилюком.

— Где пределы ваших обязанностей и полномочий как ответственного за фестивальную программу?

— Я формирую программу, заботясь, чтобы она предстала как драматургическое целое. Потом же выясняется, что один фильм не прибыл, другой все еще летит, третий застрял на таможне — и вся драматургия рушится. Я безумно огорчаюсь, но, честно говоря, всегда знаю, что моих изысков, как и их отсутствия, все равно никто не заметит.

Наша программа состоит из двух равновеликих частей: первая — конкурс (приоритетная для фестиваля), и вторая — внеконкурсная программа (приоритетная для публики). Конкурсные фильмы нам заранее присылают на кассетах, часто мы их сами отбираем на разных фестивалях, ездим в киноцентры по всему миру. Это делает отборочная комиссия, в которую, в частности, входят несколько членов дирекции кинофестиваля «Молодость» (Андрей Халпахчи, Людмила Новикова, Конрад Вилл, Алексей Першко и я).

— Каковы критерии отбора фильмов?

Прежде всего, творческая свежесть, поскольку наш фестиваль — это конкурс дебютов. Фильм должен каким-то образом выражать поиск молодого режиссера. Иногда это поиск в русле определенной традиции, например, было несколько фильмов, которые представляли собой совершенно явные аллюзии картин знаменитых режиссеров. Но мы считаем, что для студента-дебютанта это позволительно, если он пытается таким образом открыть что-то новое в своем творчестве, меряя себя классиком. Кроме того, отбирая фильмы, мы стремимся как можно шире представить киногеографию. И немаловажное значение имеет наличие собственно фильма, который нам может нравиться, но существовать только в одной копии, и если она занята на время нашего фестиваля, естественно, мы не можем его показать. Что же касается внеконкурсной программы, то мы, как правило, через пару недель после окончания очередного фестиваля собираемся и решаем, что показывать в следующем году, и потом в течение года набираем фильмы. Следует заметить, что все фильмы даются нам на крайне ограниченный срок, показывать их вне рамок фестиваля без согласия владельца мы не можем — это проблема авторских прав.

— А разве эти фильмы не могут украсть или переписать в аппаратной?

— Таких прецедентов не было. Наоборот, как-то Михаилу Ильенко не отдали его собственный фильм, потому что не было на то моего указания.

— А какие курьезы вам запомнились с прошлого фестиваля?

— Ян Кергоф постригся. (Ретроспектива авангардного режиссера Яна Кергофа пользовалась огромным успехом у фестивальной публики; в зале сидели, стояли, лежали на полу. — А. Ф.) Этот голландец, родившийся в Южной Африке и закончивший Амстердамскую киношколу, приехал сюда с длинными волосами — это его стиль. А потом пошел гулять по городу — по маршруту Красноармейская — Горького — Боженко — Байковое кладбище. По мере удаления от Красноармейской ему становилось все грустнее и грустнее. А когда он увидел частный сектор, то сказал, что понял, в каких ужасных условиях живет украинский народ, стоит только копнуть глубже. Это наполнило его сердце такой горечью, что он решил физически запомнить этот момент. Тогда Кергоф зашел в первую попавшуюся парикмахерскую — и постригся. Своего рода жертвоприношение... Вернувшись в Голландию, он прислал нам факс-обращение к зрителям, которые в последний день уже без него смотрели его фильмы. А в сопровождающем письме сказал, что перелетел в Амстердам скорее телесно, потому что сердце и душу оставил в Украине. Такие письма приятно получать, понимаешь, что есть ради чего устраивать это сумасшествие.

— А какие сюрпризы таит в себе надвигающаяся «Молодость»?

— В этом году впервые на фестивале будет проводиться семинар «ФИПРЕССИ» под названием «Молодые кинокритики и культовые режиссеры». Под него подобрана и соответствующая программа фильмов, основной частью которой будет ретроспектива французского режиссера Ф. Ж. Оссанга (киевские зрители могут помнить его полнометражный дебют «Сокровища сучьих островов», представленный в конкурсной программе «Молодость-91). Координатором же семинара, в котором примут участие и молодые украинские киноведы, будет известный российский кинокритик Андрей Плахов.

Пожалуй, многих приятно порадует то, что председателем фестивального жюри в этом году будет Кшиштоф Занусси. В связи с этим готовится достаточно объемная ретроспектива его фильмов, а также состоится киевская премьера его цикла «Week-end story», являющегося своеобразным ответом Занусси на «Декалог» Кшиштофа Кишлевского.

Что же касается конкурса, то с большим трудом удалось собрать несколько украинских фильмов: в студенческой программе их пока 5, в анимационной — 3, а в коротком и полном метре — ни одной, так как в стране ничего дебютного не снято за последний год. Однако предполагаем, что именно на «Молодости-98» состоится киевская премьера «Двух Юлий» Алены Демьяненко. Это единственный «молодой» украинский фильм, снятый в этом году.

— У тебя есть мечта, связанная с фестивалем?

— Чтобы были человеческие условия. Чтобы фильмы демонстрировались качественно. Чтобы всем хватало наушников, а если фильм записан в системе долби-стерео, то можно было его в долби-стерео и воспроизвести. Чтобы в стране была нормальная система кинопроката, и тогда мы могли бы получать нормальные фильмы без напряжения...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать