Алексей БОГДАНОВИЧ: «Хочется играть контрастные неординарные роли, которые бы давали творческий импульс»
23 марта известный актер Национального театра имени И. Франко приглашает зрителей на свой юбилей![](/sites/default/files/main/articles/20032013/10bogdanovich.jpg)
День своего рождения Алексей Владимирович встретит на сцене (сыграет роль Просперо в «Буре» по Шекспиру). Этот спектакль — одна из новинок в достаточно большом репертуаре актера. Как правило, на юбилей стараются выбрать что-то легенькое, а Богданович приглашает зрителей посмотреть пьесу, которую считают завещанием Шекспира, — трагикомедию с глубоким философском подтекстом. Как говорит актер, «все стараются удивить публику, чем могут, а я удивлю таким серьезным выбором, как «Буря». Хотя, по-видимому, уместнее было бы сыграть какой-то веселый персонаж — графа Альмавиву в «Свадьбе Фигаро» Бомарше, Петручче в «Укрощении строптивой» Шекспира, Подколесина в «Женитьбе» Гоголя или Преподобного Джонсона-и-Джонсона в «Гимне демократической молодежи» Жадана... Но меня привлекли последние слова из «Бури», словно написанные классиком о нашем сегодняшнем дне, что жизнь быстра, переменчива и причудлива. Об этом нужно помнить и трезво воспринимать. Эта пьеса — как итог жизни Шекспира. Я не претендую на лавры классика, но этот спектакль, в определенной мере, и мой итог, потому что 50 лет побуждают посмотреть на то, что уже сделано как в творчестве, так и жизни».
Сегодня голос Алексея Богдановича можно услышать и по радио (он соведущий популярной языковой программы «Слово»), снимается в кино, но любовью на всю жизнь считает франковскую сцену, на которой дебютировал еще в студенческие годы (с 1984 года работает в Театре им. И. Франко) и ныне является премьером труппы. Сыграл больше 80 ролей в театре и кино! Он лауреат Государственной премии имени Т. Шевченко и художественной премии имени А. Бучмы. Обладатель премий «Киевская пектораль» (за роль Чичикова в спектакле «Брат Чичиков» по Н. Гоголю и образ Ивана Карамазова в спектакле «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому)... Занимался общественной работой (был председателем Киевского отделения Национального союза театральных деятелей Украины). А каким Алексей Владимирович видит себя в будущем — об этом наш разговор в канун юбилея.
— Время изменяется и молодой парень, каким я пришел в Театр имени И. Франко, уже стал мужчиной, и абсолютно логично, что перехожу из одной возрастной категории в другую, а в репертуаре появляются роли другого амплуа. Кто-то из коллег воспринимает болезненно, а для меня это абсолютно не болезненный процесс, — признается Алексей БОГДАНОВИЧ. — Мне интересно изменить свое амплуа, экспериментировать...
— Для каждого актера важно найти своего режиссера. У вас были интересные совместные театральные работы с разными постановщиками, как с Ириной Молостовой, Валентином Козьменко-Делинде, Кшиштофом Занусси, Сергеем Маслобойщиковым, Юрием Одиноким... но Сергея Данченко можно назвать вашим «крестным отцом» и режиссером, который первым в вас поверил, и лучшие свои роли вы сыграли именно в его спектаклях. Как вам вместе работалось?
— Действительно, Сергей Владимирович обратил на меня внимание еще, когда я учился на втором курсе Киевского театрального института им. Карпенко-Карого. Данченко посмотрел мой комедийный отрывок из водевиля «Предложение» Чехова и тогда заметил, что преподаватели меня считали героем-любовником, а он разглядел характерное амплуа и сказал: «Видите, он и такое умеет»! Когда я закончил вуз, он пригласил меня в труппу и заботился о моем творческом росте. Я всегда с теплотой и душевным трепетом вспоминаю Сергея Владимировича. Он вел меня и по жизни, и думал, что я смогу играть через год — два — три... Его волновала моя творческая судьба, и я все время был под его прицелом. Данченко — это человек огромного ума, таланта, знаний и работать с ним — огромная радость...
— А в кино «режиссером одной группы крови» стал для вас Олег Бийма?
— Да! Я только начинал свои первые шаги в кинематографе. И если в театре за руку меня вел Данченко, то в кино — это Бийма. Олег Иванович не обращал внимание на то, что я совсем не имел опыта съемок, по-актерски был несовершенный и поручал мне играть большие роли, к которым, может, я морально еще даже не дорос, но он пошел на этот шаг, и я очень благодарен, что он поверил в меня. Мы вместе сделали пять лент (в частности, в «Голубой розе», «Острове любви», «Преступлении со многими неизвестными» — за этот фильм в 1996 году А.Богданович получил Шевченковскую премию — Т.П.). К сожалению, ныне наш творческий тандем в простое, но Олег Иванович — творческая личность и я слышал, что он собирается снимать картину о Тарасе Шевченко, и тешу себя надеждой, что Бийма вспомнит обо мне, и мы еще не раз встретимся на съемочной площадке.
— Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать актер, чтобы добиться успеха?
— Секрет успеха актера — 90 процентов труда, 5 % — таланта и 5% — улыбки фортуны. Стремлюсь делать на сцене то, чего еще не делал раньше, ломать стереотипы восприятия меня как героя-любовника или социального героя, короля или графа... Хочется играть контрастные неординарные роли, которые бы давали творческий импульс и новый материал для роста. А, чтобы нравиться публике, нужно заложить колоссальную энергию. Зрители любит не за «красивые глаза», а за дело, и требуют, чтобы ты был правдивым в каждой роли.
— Актер — зависимая профессия. Можно долго мечтать о роли, а постановщик вас в ней не видит. Вы не думали заняться режиссурой или преподавательской деятельностью?
— Коллеги меня к педагогике подталкивают. Еще мой преподаватель Леонид Олийнык предлагал (когда мне было 30 лет), но тогда было много работы в театре и кино, да я еще был немного легкомысленным, на многое смотрел сквозь розовые очки. Ныне консультирую в Киевский детской академии искусств, предлагают преподавать, но пока еще не чувствую себя готовым, потому что много работы в театре, на радио, а быть «посаженным генералом» не хочу. К педагогической деятельности я еще не созрел и это еще в будущем.
— Ваш дебют у франковцев состоялся в роли Володи в «Трибунале» по Макайонку, а одна из последних работ Джонсон-и-Джонсон в «Гимне демократической молодежи» по Жадану — произведения современной драматургии. А что вам больше нравится играть: классические или современные образы?
— Однозначно классику! Сегодня не так много произведений современных авторов, которые было бы интересно играть. А классика дает возможность наполнять образы различными красками, потому что есть сюжет, действие, интересные герои. Сейчас время не романтическое и в нашей жизни много негатива, черно-серой окраски, а в пьесе-однодневке нет большого желания играть. Поэтому моя следующая театральная работа будет из классики — «Живой труп» Л. Толстого.
— Была эра Данченко, период Ступки, а теперь франковцы находятся в новом времени. Каким вы видите Театр им. И. Франко в будущем?
— Трудно прогнозировать. Действительно, были знаковые этапы в нашем театре: и Сергей Данченко и Богдан Ступка вписали яркие страницы в историю франковцев и украинского театра. От человека, который возглавляет театр, многое зависит, потому что это стратегическое направление творческого коллектива. Болезненно наш коллектив перенес смерть Сергея Владимировича, а в прошлом году и Богдана Сильвестровича... Сегодня новый художественный руководитель нашего коллектива Станислав Моисеев не нарушил принципы, которые исповедовали Данченко и Ступка. Он человек со вкусом, интеллигентный и как режиссер — творческая личность. Моисеев еще мало работает с франковцами, но свое слово еще скажет! Хорошо, что он не начал ломать то, что построили его предшественники, а изучает ситуацию и сейчас дает возможность нашему театральному автомобилю ехать вперед. Я считаю, что Театр им. И. Франко был и остается главной сценой нашей страны! Может изменяться афиша, но очень важно, что публика любит наш театр, и я горжусь тем, что уже почти три десятилетия работаю в труппе франковцев.
Выпуск газеты №:
№50, (2013)Section
Культура