Перейти к основному содержанию

Анатолию Шекере исполнилось бы 85 ...

Хореограф, который не только сформулировал определенное направление в искусстве, но и стал творческим лицом своего времени
22 июня, 16:54

Выдающийся украинский хореограф, лауреат Шевченковской премии Анатолий Федорович Шекера (1935 - 2000 гг.) свою жизнь отдал высокому служению украинскому балету. Им осуществлено более тридцати постановок не только в Украине, а и за рубежом. Он был автором легендарных постановок «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Лебединое озеро», «Болеро», которые до сих пор являются спектаклями-визитками столичной Оперы и многие годы украшают театральную афишу.

Анатолий Шекера родился во Владивостоке в украинской семье. На Дальнем Востоке России компактно проживало немало украинцев, там и воспитывалась непреходящая любовь к земле своих предков и стремление жить и творить на ней. Но сначала была учеба в хореографическом училище в Перми и три года работы солистом балета. Балетмейстер-постановщик Татьяна Рамонова поручила юному танцору главную роль Ромео в оригинальной версии балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», где наиболее полно раскрылся его лирический актерский талант. Но в этом же спектакле она поручила А. Шекере еще и другую роль - психологически сложную, полярно противоположную по эмоциональному содержанию и характеру партию коварного и жестокого Тибальда, врага Ромео. И в этой роли танцовщик тоже имел успех. У него открылся редкий талант к пластическим перевоплощениям, что позволяло ему выполнять разноплановые балетные партии. Для Шекеры она ставила новые балеты, которые рождались на пермской сцене в соавторстве с композитором Б. Мошковым - «Бэла», по повести М. Лермонтова «Герой нашего времени», где он стал первым исполнителем главной роли Печорина, и «Грушенька» по Н. Лескову. Среди его актерских достижений были Зигфрид в «Лебедином озере» и Дезире в «Спящей красавице» П. Чайковского, Солор в «Баядерке» Л. Минкуса и Жан де Бриен в «Раймонде» А. Глазунова, граф Альберт в «Жизели» А. Адана. Он овладевал романтическими традициями балета первой половины XIX века, академическим классическим стилем М. Петипа, и эта работа стала прекрасной школой для будущего балетмейстера-постановщика, которая заложила прочный фундамент глубоких и всесторонних знаний в области классического танца. Именно Рамонова обратила внимание на балетмейстерские способности Шекеры, привлекая его к постановочной работе, рассказывая о балетмейстерском факультете в Москве, тогда еще единственном в мире. Поэтому дальше была балетная студия Государственного института театрального искусства им. А. Луначарского.

Полноценную балетмейстерскую деятельность А. Шекера начал в 1963 году во Львове (свою дипломную работу - балет К. Караева «Тропою грома» - выпускник «ГИТИСа», ученик выдающегося балетмейстера, педагога и теоретика хореографии Ростислава Захарова приехал ставить во Львовском академическом театре оперы и балета, куда сразу же был приглашен как балетмейстер-постановщик). За следующие три года работы здесь А. Шекера поставил еще четыре спектакля: «Лилея» К. Данькевича, «Спартак» А. Хачатуряна, «Золушка» С. Прокофьева, «Ведьма» В. Кирейко, «Предрассветные огни» Л. Дычко. А в 1966 году он принял приглашение переехать в Киев, где жил и работал до конца жизни. Его постановки на сцене столичного Театра оперы и балета им. Т. Шевченко определяли и продолжают определять творческое лицо киевского балета, с которым связана основная часть жизни балетмейстера. Недостаточно просто перечислить названия спектаклей, среди которых были и первопрочтения («Каменяры» М. Скорика, «Каменный хозяин» В. Губаренко, «Ольга», «Прометей» Е. Станковича), и собственные интерпретации классики («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Раймонда», «Коппелия»): главная заслуга А. Шекеры заключается в том, что он создал масштабный эпический балетный театр на крепких академических принципах, возвращая на сцену язык танца, а не пантомимы, которая была господствующей тенденцией 50-х годов. Отдавая должное роли солистов, балетмейстер сосредоточил свое внимание на работе с кордебалетом, который собственно и стал носителем эпического начала, который не является традиционным фоном, антуражем действия, а подобно хору в античном театре стал самоценным действующим лицом. Но при этом А. Шекера добивался, чтобы каждый артист кордебалета имел свой характер. В одной из своих статей он вполне афористично выразил свою цель: «... чтобы наш балет был не коллективом отдельных звезд, а коллективом-звездой, коллективом, объединенным внутренней дисциплиной ансамбля единомышленников, в котором могут формироваться все новые и новые творческие индивидуальности».

Без преувеличения можно утверждать, что А. Ф. Шекера поднял творческое реноме киевского балета на мировой уровень. Его постановки покоряли иностранного зрителя во время гастролей или участия в престижных фестивалях. Когда в 1991 г. театральный мир отмечал столетний юбилей С. Прокофьева, решением ЮНЕСКО лучшей интерпретацией балета «Ромео и Джульетта» была признана киевская постановка 1971 года.

Но самым важным является то, что Анатолию Шекере удалось своей творческой деятельностью, своим служением в высоком смысле воспроизвести именно украинское мироощущение. Он широко открыл для хореографии удивительный мир украинской современной музыки. Судьба даровала ему встречи со сложными, философски глубокими композиторами, музыку которых, казалось, невозможно перевести на язык гармоничных балетных движений: А. Штогаренко и В. Кирейко, Л. Дычко и К. Данькевич, В. Губаренко и Е. Станкович. Влюбленность в Украину объединила тогда вокруг балета современников и единомышленников А. Шекеры, выдающихся творцов самых разных видов и направлений: дирижеров С. Турчака и А. Рябова, кинорежиссера Ю. Ильенко, художников Е. Лысыка и Д. Лидера.

Он искренне стремился обновить саму эстетику и выразительную палитру украинского балета, приблизить его к художественным достижениям европейской хореографической культуры. На его спектаклях росли и формировались личности нескольких поколений львовского, харьковского и киевского коллективов.

Режиссер и театральный деятель Лесь Танюк высоко ценил творчество своего современника, так как балетмейстер - это тот же режиссер, но в более специфической отрасли: «Для Шекеры как балетмейстера всегда была важна архитектура спектакля: не только «чистый пол» сцены. Важно было все - какими будут декорации, что происходит за кулисами, то есть все мелочи ... И еще, в Украине не было такого балетмейстера, который бы развивал женскую тему. Он буквально «лепил» балерин, и каких талантливых! Стоит вспомнить несколько громких имен - Валентина Калиновская, Элеонора Стебляк, Наталья Уманова, Татьяна Таякина, Елена Филипьева - и сразу возникают удивительные женские образы в его спектаклях ...»

Сейчас на сцене Национальной оперы Украины с неизменным успехом идут спектакли, которые прошли испытание временем: «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Болеро» на музыку М. Равеля, «Спартак». К теме свободолюбивого предводителя восставших рабов Анатолий Федорович после первой постановки во Львове возвращался дважды - в Харькове (1966) и Киеве (1977). Стоит вспомнить, что, когда готовилась киевская постановка «Спартака», композитор Арам Хачатурян принимал в ней непосредственное участие, вместе с балетмейстером и дирижером Олегом Рябовым создавая оригинальную редакцию балета. Из совместного творчества трех талантов родился спектакль, который не теряет популярности в течение четырех десятилетий.

То же касается и остальных спектаклей, которые бережно хранит сегодня и тщательно репетирует с артистами балета Элеонора Стебляк, выдающаяся балерина, а ныне педагог-репетитор, муза, и ныне вдова Анатолия Федоровича Шекеры.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать