Перейти к основному содержанию

Армянский самородок

10 мая Алексею Экимяну исполнилось бы 90 лет
10 мая, 15:24

Славу и международное продвижение украинской эстрадной песни умножали представители многих национальностей. Среди них возвышается яркая фигура человека неординарного - генерал-майора милиции, композитора, армянина Алексея Экимяна. Он написал около трех сотен песен: на украинском - около двух десятков, на армянском - более 80 (многие из них стали народными) и русском языках.

С ранних лет Алексей проявлял интерес к музыке, и его отдали "на скрипку". Экимян закончил Ереванскую музыкальную школу имени Спендиарова по классу скрипки. Он рос одаренным музыкальным мальчиком. Казалось, что профессиональная карьера скрипача уже предрешена, однако судьба распорядилась иначе... В 1941 году Экимяну исполнилось 14 лет. Началась война. Подросток пошел работать на железную дорогу. А в победном 1945-м, откликнувшись на призыв комсомола, с группой сверстников поехал в Украину, в Харьков, восстанавливать разрушенный немцами город. Там он тяжело заболел воспалением легких. Выходила и спасла жизнь Алексею добрая украинская женщина. Всю жизнь он свято хранил память об этом. При слове "Украина" у него ярко вспыхивали глаза и всплывали воспоминания из этого послевоенного тяжелого периода. В Харькове Экимян встретил верных друзей - воинов-армян, которые только что вернулись с фронта. Они не только взяли над ним очень внимательный шефский уход, но и заставили окончить вечернюю школу, а затем поступить во Владимирскую среднюю школу милиции в России. После окончания обучения Алексей вернулся в Ереван, работал в милиции, но в 1954-м его как перспективного специалиста направили на учебу в Москву, в Высшую школу МВД. С тех пор Москва стала для Экимяна родным городом. У него появилась семья и родилось двое сыновей. Алексей Гургенович прошел путь от начальника поселкового отделения милиции до заместителя начальника Главного управления Министерства внутренних дел Московской области (уголовный розыск). За заслуги перед Родиной в ноябре 1967 года его наградили орденом Красной Звезды. А постановлением Совета Министров СССР от 6 ноября 1970 года ему было присвоено звание комиссара милиции 3-го ранга (генерал-майора).

ДВЕ СУДЬБЫ ОДНОЙ ЖИЗНИ

Во время учебы в Высшей школе МВД пришлось вспомнить о скрипке. После изнурительной милицейской службы утешение Алексей Экимян находил в музыке. Сейчас надо признать, что и в песенном жанре он также достиг генеральских высот. Рассказывая о себе, своей необычной и удивительной судьбе, генерал-композитор часто употреблял одну и ту же фразу: "Я прожил две судьбы одной жизни".

Песни Экимяна звучали отовсюду, их пели самые именитые исполнители, а самое главное - они сразу полюбились слушателю, стали родными. Именно тогда были написаны "Снегопад" для Нани Брегвадзе, "Вся жизнь впереди" для ВИА "Самоцветы", "Случайность" для Анны Герман, "Пожелание" и "Вот и весь разговор" для Вахтанга Кикабидзе, "Кунак" для Дмитрия Гнатюка. Честью писать песенную поэзию для Алексея Экимяна считали Расул Гамзатов, Роберт Рождественский, Евгений Долматовский, Виктор Боков, Феликс Лаубе...

"Снегопад, снегопад, если женщина просит, бабье лето ее торопить Не спеши..." стала визитной карточкой легендарной грузинской певицы Нани Брегвадзе: "Когда Экимян принес мне "Снегопад", песня мне совсем не понравилась. Стихотворение - прекрасное, замечательное. Мужчины сразу выделили для себя фразу "...если женщина просит..." Если бы я спела с той мелодией, которую мне принес композитор, была бы типичная армянская песня. Меня это сразу насторожило: почему я должна петь что-то армянское?

Тогда Экимян сказал: "Хочу, чтобы это прозвучало по-брегвадзовски!" Я подумала: "А что это такое?!" Сначала записала ее с ужасной аранжировкой вместе с оркестром. Даже Алла Пугачева это подметила: "Как ты ее поешь?" Когда вспоминаю ту первую запись, чувствую какие-то ужас и стыд. Позже начала исполнять под аккомпанемент Медеи Гонглиашвили. Стала получать мешки писем. И дальше не понимала, что происходит. Как-то спросила Медею об этом. Оказывается, то, что хотел Экимян, родилось. Я выпела "Снегопад" по-своему. Как чувствовала, как понимала. Удалась как песня-признание, песня-молитва. Хотя ее пели Людмила Зыкина, Алла Баянова и Валентина Толкунова".

Генеральское звание Алексей Экимян получил в 1970-м. Ему было всего 43! Тогда Алексей Гургенович был самым молодым генералом милиции СССР (не считая Юрия Чурбанова, зятя генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева).

ВСЮ ЖИЗНЬ ХОТЕЛ ОТБЛАГОДАРИТЬ УКРАИНУ

Композитор и милиционер Алексей Экимян не раз говорил, что именно украинцам обязан жизнью, своим становлением. А когда он уже чего-то достиг, когда мог уже отблагодарить харьковскую женщину за то, что она сделала, и как-то облегчить ее жизнь - доброй и искренней украинки уже не стало. Он говорил: «Если я напишу украинскую песню, она даже на том свете ее услышит!" Поэтому искал тех, кто мог бы с ним написать украинские произведения. Очень хотел познакомиться с Володей Ивасюком. Когда в 1970 годах песни буковинца звучали по всему Советскому Союзу, стало популярным писать именно так, как пишет он.

Благодаря Ивасюку в те времена написание хорошей украинской песни было стопроцентным рецептом всесоюзной популярности. Так Экимян под влиянием творчества Володи написал несколько популярных песен на украинские тексты. Он хотел, чтобы каждая домохозяйка пела их по всей стране. И подумал: какая же это должна быть схема написания? Это должна быть песня на украинском языке!

А чтобы почувствовать дух и украинскую мелодику, решил познакомиться через Юрия Рыбчинского с Володей Ивасюком, которого бесконечно уважал. Наиграл свои мелодии, нашел поэтов, писавших тексты, и попросил, чтобы Володя нашел исполнителя для этих песен. Володя был рад помочь и посоветовал Алексею Экимяну обратиться у одной из лучших украинских групп того времени - львовскому ВИА "Арника". И они записали в 1975 году маленький альбом из четырех песен. Вспоминает Юрий Рыбчинский: "Мы с Алексеем Гургеновичем познакомились во время записи передачи" Песня-74 ". Еще до встречи Экимян позвонил мне и сообщил, что хочет написать со мной украинский шлягер. Я не знал тогда, кто он такой. Сразу подумалось: человек с акцентом говорит по-русски, живет в Москве и хочет написать украинский шлягер - это же полубезумие. Сначала написали "Сонячний дощ", она стала песней года. Ее исполняла "Кобза", потом хорошо удавалось исполнение львовской "Арнике". Впоследствии появилась " Вишнева сопілка ".

А вот что больше всего запомнилось Виктору Морозову, бывшему вокалисту львовского ансамбля "Арника": "Автор суперхита "Снегопад" по-белому завидовал успеху Владимира Ивасюка. Алексей Гургенович открыл свою формулу успеха: песня должна быть в стиле Ивасюка и обязательно на украинском языке. Так он познакомился со своим кумиром, рассказал о своей идее и попросил найти "классных музыкантов, которые еще не задрали нос".

Володя посоветовал "Арнику". Экимян приехал во Львов. Мы встретились на квартире Ивасюка. Генерал прослушал наши записи. Ему понравилось. Он поручил написание песенных стихов Богдану Стельмаху и Юрию Рыбчинскому. Запись проводили в Киеве. Армянин приехал в столицу Украины в вышиванке. С нами был и Володя Ивасюк. Композитор считал, что сумел уловить украинский мелодику, но у него "паразитировали" армянские мелизмы.

Ивасюк спорил, подправлял. На одной из песен ("Вишнева сопілка") как бэк-вокалист спел и Володя. Только мы записались, как уже через месяц счастливый Экимян привез готовые плиты. Наши песни звучали повсюду. Сделать это генералу удавалось очень легко. В 1975 году появилась пластинка-миньон с четырьмя песнями на украинском ("Сонячний дощ", "Вишнева сопілка", "Довга дорога" и "Катерина" на стихотворение Екатерины Александровой, ныне - Немыри). Пластинка имела бешеную популярность. Странно все выглядело - армянин писал украинские песни! И как!"

Алексей Экимян в 1976 году записал еще четыре украиноязычные песни и снова выпустил на фирме "Мелодия" миньон вместе с ВИА "Чарівні гітари": "Ти за мене заміж вийди" (стихи Николая Сингаивского), "Любиш чи не любиш" (стихи Игоря Бараха), "Киянко мила" (стихи Владимира Кудрявцева), "Подаруй" (стихи Игоря Бараха). Что интересно, и на этот раз своими соавторами генерал сделал поэтов, которые уже имели в своем активе песни-шлягеры: Николай Сингаевский - "Чорнобривці", Игорь Барах - "Кохану", Владимир Кудрявцев - "А ми удвох".

К сожалению, после перенесенного в 1965 году инфаркта состояние здоровья Экимяна не улучшилось, поэтому в начале 1970-х врачи настоятельно советовали отважному комиссару милиции 3-го ранга длительный отдых и лечение. Отдав служению в органах внутренних дел более 27 лет, заслуженный работник МВД СССР Алексей Экимян 1 марта 1973 года ушел в отставку. После успешного выхода пластинки-миньона "Вишнева сопілка" в 1975 году генерал Экимян приехал на лечение в Трускавец.

"Мы там встретились впервые, - рассказывает поэт Богдан Стельмах. - А песню "Довга дорога" я писал на готовую музыку, которую мне от Экимяна передал Виктор Морозов. Тогда в Трускавце уважаемого гостя поселили в шикарные апартаменты. Алексей Гургенович был скромным, немногословным, но интеллигентным человеком. Выпив несколько граммов дорогого армянского коньяку, он меня искренне благодарил за удачный песенный текст».

Поразил песенный генерал и старшую сестру Владимира Ивасюка Галину: "Володя познакомил меня с Алексеем Гургеновичем у нас дома, во Львове. Кстати, он тогда с каким-то волнением и благодарностью знакомился с мамой и сестрой Володи Ивасюка. Бывала я и в московском доме Экимянов. Его красивая жена очень хорошо говорила и понимала украинский язык, прекрасно готовила блюда украинской кухни. На стенах висели портреты выдающихся художников-армян, мне почему-то больше всего запомнился Арам Хачатурян. В прихожей на всю стену висела чеканка на армянские темы. Экимян умел талантливо слушать собеседника, говорил немного, но метко. Что главное - мудро".

"Когда Экимян в 1975 году отдыхал в Трускавце, я дал ему свои стихи, - рассказывает поэт-песенник Мирослав Воньо. - Мне даже посчастливилось дважды бывать в гостях у Алексея Гургеновича. Только переступал порог, композитор гостеприимно приглашал за стол, который был накрыт в лучших армянских традициях. Во время второго моего приезда увидел самого Роберта Рождественского, они с Экимяном работали над песней "Вся жизнь впереди" (ее впоследствии записал ВИА "Самоцветы" - "Не надо печалиться, вся жизнь впереди, вся жизнь впереди, надейся и жди..."). Генерал в своей квартире имел настоящую студию, которая тогда считалось диковинкой! Что интересно: все предыдущие песни на украинском у Экимяна были написаны на готовую музыку, только в "Карпатських горах" сначала было стихотворение. Я жил в те времена в Киеве. Как-то вечером раздался междугородний звонок, и я поднял трубку: "Мигослав (Экимян не выговаривал букву "р"), есть песня!» Он мне прокрутил запись "Карпатських гір" в исполнении Дмитрия Гнатюка! За относительно короткое время армянин не только написал музыку, но и съездил в Киев, где вместе с эстрадно-симфоническим оркестром под управлением Ростислава Бабича в исполнении самого Дмитрия Михайловича Гнатюка была сделана запись. К сожалению, это была наша единственная работа. Правда, у Экимяна была готовая музыка и он предложил мне написать стихотворение к песне "Ти за мене заміж вийди" (замысел названия принадлежал Экимяну), но текст мне не удавался, и Алексей Гургенович отдал мелодию другому поэту»...

Двух композиторов - Алексея Экимяна и Владимира Ивасюка - связывала не только творческая, но и настоящая мужская дружба. Когда убили великого украинца, власти пытались заморочить людям голову, распуская сплетни и скрывая факты, старались скрыть следы. А людей, которые знали лишнее или могли приблизиться к разгадке, - устранить. Алексей Экимян не поверил в официальную версию и попытался установить истинную причину смерти друга. Высокий профессионал в расследовании самых разных уголовных дел, в том числе самоубийств и убийств, он делал все возможное и невозможное (можно только представить, какие формальные и неформальные связи он использовал), чтобы узнать хотя бы каплю правды об истинной причине гибели своего талантливого украинского товарища. И потерпел фиаско!..

Такая недоступность и закрытость уголовного дела даже для высоких чинов МВД могла свидетельствовать только о непосредственном участии в этом КГБ или ГРУ.

Генерал прекрасно понял, что против танка на велосипеде не попрешь... Жаль, но после работы в милиции Алексею Экимяну судьба отвела не так много лет, освещенных творческим поиском. В начале апреля 1982 года Экимяна срочно госпитализируют в Москве. Даже на больничной койке спокойно улежать генерал не смог. В один из вечеров он давал концерт для больных и обслуживающего персонала госпиталя МВД. Через сутки сердце не выдержало...

Умер заслуженный деятель искусств Армении Алексей Гургенович Экимян 24 апреля 1982 года в памятный для армянского народа день - день геноцида. Он похоронен в Ереване, в Пантеоне (месте захоронения выдающихся деятелей науки, политики и культуры), недалеко от места упокоения Арно Бабаджаняна.

Вечной загадкой для нас всех осталось удивительное (а может, и вовсе не удивительное) совпадение: Володя Ивасюк исчез (тогда его в последний раз видели живым) 24 апреля 1979 года. Ровно через три года 24 апреля перестало биться сердце Алексея Экимяна. Конечно же, миру Экимян больше известен не как милиционер, а как автор шлягеров, творчество которого времени неподвластно.

Его песни любили, любят и всегда будут любить настоящие поклонники искусства. Отрадно, что оба сына Алексея Экимяна пошли по тропе своего легендарного отца: старший стал милиционером, младший - композитором...

Справка «Дня»

Экимян Алексей Гургенович (10.05.1927, г. Баку, Азербайджан - 24.04.1982, г. Москва, РФ) - армянский, украинский и российский композитор, автор многих популярных лирических песен, среди которых шлягеры на украинском языке. Окончил Высшую школу МВД СССР. Генерал-майор милиции, заместитель начальника ГУВД Московской области, возглавлял службу уголовного розыска (1970-1973). Похоронен в Пантеоне на центральном кладбище Тохмах в Ереване, Армения.

Фото из семейного архива Алексея Экимяна

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать