Авторитетный... обман
В Лондоне показывают проект украинского куратора Галины Скляренко «У нашім раї...» - но без согласия автора: получив необходимые материалы, британская галерея прекратила сотрудничество с нашим искусствоведом
Проект Галины Скляренко «Унашім раї...» в Киеве был презентован в апреле-мае в Институте проблем современного искусства. Хотя и посвящен он 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко, но главное здесь не портреты Кобзаря, а произведения современных художников и цитаты из стихотворений поэта, написанные граффити на стенах выставочного зала. Как отмечает автор, этот проект - диалог современников с национальным гением.
Сейчас «У нашім раї...» показывает лондонская галерея Saatchi, но Галина Скляренко не знает, что и каким образом там подается, как построена экспозиция, какие буклеты раздают гостям. Представители галереи только договорились с ней о показе части проекта в Лондоне (а именно фотоцикла Виктора Марущенко, Тиберия Сильваши, Анатолия Степаненко, Александра Бабака, Анны Войтенко в окружении надписей-граффити), получили необходимые материалы, а дальше - все. Несмотря на то, что Галина Скляренко - автор проекта «Миф украинского барокко», автор разделов истории украинского искусства, кандидат искусствоведения, известный критик, это не стало аргументом для иностранных коллег. И это, наверное, показатель, как относятся европейцы к Украине, что думают и как ценят нашу культуру. Информационные агентства, между прочим, уже рассказывают о старте проекта в Лондоне, больше внимания сосредотачивая на том, что его реализуют в рамках сотрудничества галереи Saatchi и FirtashFoundation, а также приводят цитаты руководителей обеих организаций, но почему-то без комментариев человека, который, собственно, и является автором проекта. Почему так случилось, что выставка открылась без автора, «День» спросил у Галины Скляренко.
- Такие большие концептуальные проекты появляются у нас не часто. Его увидел Найджел Херст, директор выставочных программ из галереи Saatchi. Ему очень все это понравилось. Когда мы встретились, он сказал, что это единственное, что его в Киеве поразило больше всего и это очень профессиональная работа. Его сопровождала Юлия Полищук из FirtashFoundation, фонд должен был стать посредником в организации выставки. Меня очень обрадовало, что такая уважаемая галерея предложила мне, кроме этого, сделать с ней и другой большой проект осенью. Мы договорились, что покажем сконцентрированную версию проекта «У нашім раї...», только фотографии, видео и граффити. Все необходимые материалы я вовремя направила «с запасом», ведь не видела самого выставочного зала, потом я должна была приехать в Лондон и сделать экспозицию. Проект непростой, его острые социально-критические фотографии в сопровождении слоганов из поэзий Шевченко должны создать особый зрительный образ, который бы показал современную Украину, ее проблемы, ее непростое время. В экспозиции особое место должен был занять видеофильм Анны Войтенко, специально снятый к этому проекту, в нем говорится о Киеве, события последних месяцев. Я поверила фонду, репутации господина Найджела Херста.
Договор со мной подписали сразу, едва не на капоте машины. Но в нем не было даже телефонов или имейлов фонда. А именно он должен был обеспечить мой приезд в Лондон. Однако меня записали на интервью в визовый центр за четыре дня до начала выставки и вовремя не заплатили консульский сбор. Я ничего этого не знала. Мне не показали даже последнюю версию буклета к выставке, тем более что предыдущие были неудачные, представленные там цитаты из Шевченко искажали содержание проекта. Подготовка выставки проходила крайне непрофессионально. В анонсах речь идет вообщесловно о какой-то другой экспозиции.
Фонд Фирташа - это имиджевый проект, он существует не для того, чтобы представлять украинское искусство за рубежом. Для того, чтобы современное украинское искусство было интегрировано в европейское культурное пространство, с ним надо работать: общаться с журналистами, организовывать встречи с критиками, проводить пресс-конференции. Кто в данном случае будет это делать? Господин Херст впервые посетил Украину, она для него - «терраинкогнита», в Фонде Фирташа нет ни одного искусствоведа или арт-менеджера.
- 9 июля выставка все же открылась - как долго она будет продолжаться и вернут ли вам работы?
- Выставка должна продолжаться до 3 августа. Фотографии же, согласно договорам с художниками, будут либо уничтожены, либо могут остаться в Фонде на хранение. Но проблема в другом: в отношении к творчеству художников и кураторов, о соблюдении авторских прав, о профессиональной этике и уважении. Как бы то ни было, из-за форс-мажорных обстоятельств выставку можно было перенести, согласовать со мной буклет и экспозицию. Я не передавала авторских прав на проект никому, господин Херст не является моим соавтором и не имеет права представлять мой проект. Думаю, если бы я была куратором из Германии или Франции, господин Херст не позволил бы себе такое поведение. Он не только не извинился передо мной, а просто перестал отвечать на мои письма. Кажется, мы до сих пор остаемся для него некой колониальной страной, которая предоставляет только «материал», «сырье» для забавы в метрополиях. Галерея Saatchi показала, насколько ей не важны ни украинские художники, ни украинская культура.
Что я могу сказать. Я уверена, причина в непрофессионализме работы Фонда, в безответственности его сотрудников, в равнодушии и беспринципности галереи.
- Чтобы вы посоветовали своим коллегам, чтобы обезопасить себя и не попасть в подобную ситуацию?
- От подобных «историй» не застрахован никто. Наше государство уделяет культуре настолько мало внимания, что мы радуемся каждой возможности поработать где-нибудь, забывая часто о своих правах и необходимой предупредительности. Поэтому единственное, что могу всем посоветовать, это подписывать юридически заверенные нотариусом договоренности. В этом случае я должна была, наверное, подписать договор и с галереей Saatchi, которая должна взять на себя определенные обязательства, а также общаться непосредственно с пани Фирташ и с ней подписывать серьезные договоренности. Теперь я советую всем работать только через договоры, печати и юристов.
- Можно ли говорить, что практика, когда нашими мастерами пользуются международные организации, становится распространенной?
- Нет. Многие наши художники по грантам и программам ездят за границу и делают свои выставки, все проходит нормально. Но их приглашают именно зарубежные представительства, с украинскими же институтами многие не хотят сотрудничать.
- Что говорит международное право относительно вашей ситуации,каковы ваши дальнейшие намерения?
- Все это прописано и урегулировано, но в никакие суды я обращаться не буду, я пани Фирташ не переиграю. Я должна расплачиваться за свою наивность. Просто хочу, чтобы эта досадная, гадкая и неприличная история стала известна всем. Я не буду тратить свою жизнь на месть и пересуды, я просто хочу предупредить своих коллег, хочу, чтобы кто-то научился на моем опыте.
КОММЕНТАРИИ
«С ГАЛИНОЙ СКЛЯРЕНКО НАРУШИЛИ ВСЕ ДОГОВОРЕННОСТИ»
Виктор МАРУЩЕНКО, украинский фотограф, основатель «Школы фотографии Виктора Марущенко», участник проекта Галины Скляренко «У нашім раї...»:
- Эта выставка проходит с нарушением всех норм. В частности, мне в договоре предлагали или уничтожить работы после выставки, или их купить, при этом представители фонда не понимали, это копии или оригиналы. Но это оригиналы фотографий, они пронумерованы и в принципе стоят денег. Это мой хлеб, за счет которого я живу, почему я должен оставлять свои работы фонду? Тогда сошлись на том, чтобы мои работы были уничтожены. Но пока я не могу говорить, что со мной нарушили какие-то соглашения, ведь выставка еще не завершилась. А вот с Галиной Скляренко нарушили все договоренности. Главное условие было - ее присутствие на этапе монтажа выставки, потому что это ее личный кураторский проект. А получилось, что работы просто развесили по залу без смысла и испортили весь концепт проекта. Для куратора - это проявление неуважения. Лондонская галерея Saatchi в художественном кругу очень известная и авторитетная. Но лично для меня ее авторитет сейчас испорчен.
«ЭТА СИТУАЦИЯ - ПРЕЦЕДЕНТНАЯ»
Тиберий СИЛЬВАШИ, художник-абстракционист, член Союза художников Украины, участник проекта Галины Скляренко «У нашім раї...»:
- Эта ситуация - прецедентная. У меня такого не было, возможно, это случайные вещи, а может, это непрофессионализм людей, задействованных в этом деле. Не могу думать, что это спланированные события, но я знаю мало фактов, чтобы делать окончательные выводы. От таких вещей незастрахован никто. Это не значит, что Запад хочет каким-то образом затоптать наше достоинство. Да, возможно, к нам относятся не так, как к художникам Запада. Я сотрудничал с международными галереями, получал стипендию от муниципалитета Мюнхена, и никаких проблем не было. Были случаи, когда, скажем, хозяин галереи умирал, мои работы там оставались, и трудно было их вернуть. Но если ты начинаешь работать с куратором, у которого абсолютно четкая позиция, то, конечно, он должен довести выставку до конца. В этом проекте есть очень тонкая деталь - довольно критические фотографии от достаточно серьезных людей, но дополненные цитатами Шевченко. И этот дискурс, все эти сопоставления всегда могли вызвать двусмысленную реакцию, поэтому, если куратор говорит, что ему не сообщили, как выставка будет выглядеть, она имеет право отказаться от выставки. А если ее все же открыли, то куратор имеет право сказать, что это не ее проект, потому что его использовали в своих интересах.
Section
Культура