Бабьи слезы фестиваля
«Канны-2007» смыты новейшей румынской волной
Этот кинофорум существует не для того, чтобы выгуливать дизайнерские наряды, не для развития кинорынка и не для того, чтобы определять тенденции кино на ближайшее время. Он существует, чтобы тысячи журналистов после объявления итогов попробовали оправдать решение жюри, анализируя политические пристрастия председателя жюри, экономические взаимоотношения стран, участвовавших в конкурсной программе, модные направления летнего отдыха, а также силу ветра и температуру воды на Средиземноморском побережье, пишет gazeta.ru.
Для того, чтобы проанализировать итоги 60-го Каннского кинофестиваля, не обязательно быть в курсе политических пристрастий председателя жюри и его эстетических воззрений (режиссер Стивен Фрирз). Впервые за последние годы победил именно тот фильм, которому прочили победу все критики, что тем более удивительно — обычно члены жюри, кажется, внимательно слушают мнение критиков и поступают наоборот. Правда, Фрирз попросил членов жюри не читать никаких критических отзывов о фестивале, чтобы на окончательное решение никто не повлиял, так что в этом году и приз ФИПРЕССИ, и «Золотая пальмовая ветвь» достались одному и тому же фильму.
«Пальмовую ветвь» увез румынский режиссер Кристиан Мунгиу за фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня», а в конкурсе «Особый взгляд» победил румынский фильм «Сalifornia Dreamin’» погибшего в прошлом году режиссера Кристиана Немеску.
Фильм Мунгиу — о криминальном аборте накануне падения социализма, с показом абортированного плода крупным планом. Какой-то румын в пресс- центре жаловался: «Но я же был в стране в то время! Все было совсем не так!» Однако Мунгиу рассказывает не о том, как все было в последние дни социализма, а о том, как ведет себя человек в безвыходной ситуации: сначала он идет на все, чтобы дело было сделано, потому что иначе невозможно. А когда все улаживается, этот человек говорит: «Мы больше никогда не будем это обсуждать».
Гран-при достался фильму Наоми Кавасе «Лес Могари». После его появления кто-то из критиков облегченно вздохнул: «Наконец-то в конкурсе появилось хоть что-то светлое, а то ведь чернуха сплошная». Лучшим режиссером стал Джулиан Шнабель, чей фильм «Скафандр и бабочка» хоть и про умирающего паралитика, но никак нельзя было обвинить в чернухе. Наоборот, люди выходили из зала и говорили друг другу: «А ведь у меня все хорошо в жизни! Может быть, мне заняться рисованием? Или написать роман? Ведь я столько еще могу успеть!».
Если в ближайший год книжный рынок рухнет под напором графоманов, винить в этом надо будет Джулиана Шнабеля.
Приз жюри был поделен между мультиком Маржан Сатрапи и Венсана Паронно «Персеполис» и «Тихим светом» Карлоса Рейгадаса. Мультфильм об иранской революции — французский хит, в книжных можно купить все четыре тома комиксов Сатрапи, а в некоторых магазинах страницами ее комиксов увешаны стены. Рейгадасу же обязательно надо было что-нибудь дать, хотя бы за зазор между его фильмом и тем, что в него вчитали критики. На пресс-конференции кто-то спросил режиссера, в чем философский подтекст снега, появляющегося в одной из сцен, не пытается ли этот снег подготовить нас к чуду, которое происходит в самом конце фильма? Режиссер удивленно ответил: снег — это просто сменилось время года. Фильм Рейгадаса доказывает, что зрителей не надо никуда подталкивать, как это изо всех сил делает Звягинцев, они сами все додумают и получится прекрасное кино.
Лучшим актером был назван россиянин Константин Лавроненко за роль в фильме Звягинцева «Изгнание». Вроде бы надо радоваться, но не получается. И фильм вымученный, и Лавроненко в нем хорош ровно один раз — когда искушает жену сделать аборт и неожиданно раздваивается, оказываясь одновременно позади жены и далеко впереди. Но и это либо заслуга режиссера, либо ошибка монтажа... Лучшей актрисой стала До Ен Чон, действительно блестяще сыгравшая в корейской драме «Тайный солнечный свет». Приз за сценарий получил Фатих Акин — видимо, за то, что в его фильме «С другой стороны» сюжетные ходы — как в сложном, много лет продолжающемся сериале. Если дочь, разыскивающая свою маму, едет в машине, то рядом с этой машиной едет автобус, в котором разыскиваемая мама рассказывает попутчику о своей дочери. В таких совпадениях, безусловно, можно найти волшебство кино, но в новом фильме Акина формальных фокусов слишком много, они кажутся просто небрежностью. Однако этому же фильму достался и приз экуменического жюри.
Но, в общем, почти все победившие в этом году в основном конкурсе фильмы были так или иначе о тяжелой женской доле.
Да и вообще, большая часть конкурсной программы была посвящена тому, из чего сделаны девочки — их абортам, любовям, работам, борьбе за свободу, борьбе за жизнь любимого человека и другим милым женским мелочам. Мужские фильмы — великолепный, мрачнейший коэновский вестерн «Не для старых этот край», параноидальный финчеровский «Зодиак», нежный пубертатный «Параноид- парк» ван Сэнта, черно-белая медитация «Человек из Лондона» Белы Тарра — остались вовсе без призов. В президенты баллотируется женщина, Гран-при получает женщина, на аборт идет женщина, в пять часов утра на Круазетт стоит помятая женщина и плачет пьяными слезами. Возможно, ей грустно, что фестиваль закончился, и в ближайший год негде будет выгуливать дизайнерское платье. А может, она плачет от ревности: на Круазетт в последние две недели было столько красивых женщин, а мужчины предпочитали смотреть на румынские и русские аборты.
Выпуск газеты №:
№85, (2007)Section
Культура