Белый свет «Черного квадрата»
Что объединяет Шекспира, Малевича и Лидера? Выясняли в Музее БулгаковаОднажды четыре киевских художника (Тиберий Сильваши, Бадри Губианури, Константин Рудешко и Сергей Момот) решили поиграть в поиски философского камня и, пригласив единомышленников в Музей Булгакова, провели первую акцию нового проекта осенью 2012 г. Поверив в магию чисел, уточнили название — «Артистический Альянс-22», и с тех пор в музее происходит выставка одной работы современного художника, работающего в жанре монохромной или нефигуративной живописи, геометрической или оптической абстракции, и выступление (в дуэте с художником) современного композитора, музыканта, поэта или философа.
За полтора года в шестнадцати концептуальных встречах принимали участие художники Сергей Момот, Игорь Янович, Бадри Губианури, Сергей Попов, Константин Рудешко, Николай Кривенко, Тиберий Сильваши, Иван Небесник, Кен Гринлиф, Рональд Девис, теоретик Яна Волкова, композиторы и музыканты Виктория Полевая, Алла Загайкевич, Юрий Яремчук, Евгений Ващенко. А для музея оказалось важно узнать, как сегодняшняя жизнь соотносится с историей Дома Булгаковых-Турбиных, когда новая работа нетрадиционной живописи размещается в пространстве традиционной музейной выставки на первом этаже.
Почему героями шестнадцатого «Альянса» стали Шекспир, Малевич, Лидер? Работы мастера украинской и мировой сценографии Даниила Лидера (1917—2002 гг.) — макет, концепт и эскиз к спектаклю «Король Лир» — размещены в зале так, что образуют равносторонний треугольник имен и эпох. Мир-театр, уместившийся в макете-коробочке, перекликается с черным квадратиком концепта, который вырастает в космос белых квадратов-миров. А на эскизе король Лир предстает как человек мыслящий и читающий. Всего три работы — и три ступеньки к пониманию того, что Лидер невероятным образом изменил для многих видение искусства.
В стенах Булгаковского дома витал дух театра, вдохновивший Тиберия Сильваши, мэтра нефигуративной живописи и друга Даниила Лидера, на монолог, начавшийся с тезиса «Распалась связь времен».
Тиберий СИЛЬВАШИ выявил эту связь, наметив вектор пути от эпохи Шекспира — к «Черному квадрату», из которого, развернувшись во времени, материализовался куб Лидера: «У Лидера человек держит маленький куб, который, раскрываясь, перестраивается в бесконечную сферу. Так происходит возвращение к магическому пространству Шекспира. Это тот узел, который Лидер завязал в своем творчестве: во всех своих проектах он постоянно вел диалог с прошлым и, в то же время, со своими современниками. Мы часто беседовали с Даниилом Даниловичем о «Черном квадрате». Лидер считал, что эта работа открывает совершенно новую эру в искусстве, а я возражал — она закрывает целую эпоху, начавшуюся во времена Возрождения. И уже когда Даниила Даниловича не стало, я придумал метафору — «принцип двери», которая одновременно и открывает, и закрывает. Мы с ним собирались вместе написать историю «Черного квадрата», но не успели. И то, что мы сейчас делаем, это наш совместный диалог с Лидером и со всеми вами о «Черном квадрате».
Беседа велась вокруг экспоната музейной выставки — старинного письменного стола-инсталляции, поверхность которого образуют корешки книг, плотно вложенных в столешницу. И когда Тиберий извлек одну из книг — «Театр для себя» Даниила Лидера — и стал читать вслух фрагменты его размышлений, прозаический текст художника-мыслителя прозвучал, словно музыка:
«Все, что я делаю в творчестве и в жизни, всегда начинается с небытия. Среда, в которой выкладываются мои размышления — черный ящик, черный квадрат. Те миражи, которые начинаются с самого-самого детства...». «Всякое начало работы или раздумий о преображении пьесы в спектакль, связано для меня с образом черного квадрата... С этого начинается то волнение, которое я испытываю, сидя перед черным квадратом пустой сцены». «Ящик, кубик небольшого размера, на котором он (Лир) сидел, еще будучи королем, на фоне грандиозного сооружения его мирового королевства. Королевства в виде стены, разбитой на секции, с разбегающимся пространством, ритмом и бесконечностью сбегающимся в самую малую часть, в небытие... И он взял этот мир с собой, как напоминание о большом потерянном мире». «Очень важно найти этот лад в себе, и тогда все становится бессмысленным, обесцененным: богатство, внешний лоск и удобства, дворцы и изобилие предметов сверхпотребления на несчастье природы. Она истощается от сверхпотребления, от неумения распорядиться запасами земли. И нарушение этого бытия всегда очень страшное явление. Возврат к самому себе, когда понимаешь свое место в этом мире, когда приобщаешься к процессу объективной необходимости. Тогда очень точно выбираешь свои движения, и проходит все по совершенно неведомому для человека маршруту. Очень интересному и ценному».
Вот как прокомментировал событие один из инициаторов проекта, Константин РУДЕШКО:
— Когда к нам на «Альянс» приходят художник и композитор, музыкант или поэт, мы стараемся выявить невидимую на первый взгляд связь между их произведениями: чтобы картина, звучание музыки или текста резонировали на одном уровне, на единой частоте. И каждый раз, когда достигаем состояния резонанса, или лучше сказать — равновесия, вспыхивает новый смысл: зритель увидел картину под новым углом и открыл для себя нечто, чего не знал прежде. Если не получилось, пробуем еще раз: похоже на лабораторную работу, цель которой — получить философский камень. Нефигуративная и минималистическая беспредметная живопись в Украине, можно сказать, вообще не представлена. Наша работа не столь заметна для города — заниматься тем, чем занимаемся мы, не в традиции современного артистического Киева. Но здесь, в Музее Михаила Булгакова (кстати, мистика по призванию) происходит приобщение новых людей к идеям «Альянса-22», и таким образом, к возрождению Киевской «беспредметности».
Новые люди и постоянные участники «Альянса» стали гостями вечера. И, конечно, друзья музея, ученики Даниила Даниловича: режиссер Сергей Маслобойщиков, художники Игорь Несмеянов, Андрей Александрович-Дочевский, Наталья Рудюк, Андрей Романченко, Ольга Новикова, Анна Духовичная. Разговоры и воспоминания о Лидере продолжили на Булгаковской веранде, и не хотелось расходиться, и верилось, что учитель рядом. А учил он и творчеству, и жизни. Об этом — слова Киры Николаевны ПИТОЕВОЙ-ЛИДЕР, ведущего научного сотрудника Музея Булгакова: «Лидер воспринимал «Черный квадрат» Малевича как икону ХХ века. И, будучи человеком, который имеет идею, свет в душе, силу воли и бесконечную любовь к профессии, смог сделать свои квадраты и кубы — белыми, извлечь свет из черного квадрата».
Выпуск газеты №:
№97, (2014)Section
Культура