Бесценные мгновения жизни
Как старое кино может натолкнуть на новые мысли
Один из украинских телеканалов в выходные развлекал зрителей культовым советским сериалом «Семнадцать мгновений весны». Попав на одну из серий, я досмотрел фильм Татьяны Лиозновой не столько из-за ностальгии по прошлому, которое, если оно было счастливым, то всегда будет казаться лучше постылого настоящего, сколько из-за интереса к будущему. Старый шпионский сериал о неуловимом благородном разведчике Штирлице, как оказалось, предоставляет для размышлений о нашей нынешней жизни очень хорошую почву.
Как и всякий художественный вымысел, роман Юлиана Семенова, который лег в основу сценария картины, грешит против исторической правды. И дело даже не в том, что советский автор подачу и трактовку исторических коллизий должен был согласовывать с партийно-идеологическими установками Кремля. Писателю порой приходится жертвовать правдой жизни даже в условиях отсутствия цензуры ради усиления конфликта и вытекающей из него интриги, без чего тебя ни читать, ни смотреть не будут. Например, создатели «Семнадцати мгновений весны» проигнорировали тот исторический факт, что тайные от Сталина переговоры американских спецслужб с командованием Третьего рейха (это и составляет основную сюжетную пружину сериала) велись не за спиной у Гитлера, а с его ведома! Благодаря такой погрешности против истории у Штирлица возникает больше возможностей для интриг, для двойных, тройных игр со своим немецким начальством, а у нас дополнительные основания для переживания, тревоги за героя. И вообще, специалисты утверждают, что реальность фильма имеет мало общего с реальностью Третьего рейха, поскольку первая похожа на реальность Советского Союза (этой теме даже была посвящена отдельная книга).
Однако нас, в данном случае, интересует не это. Снятая в начале 1970-х история о борьбе советской, германской и американской разведок (при всех фактических неточностях) точна в главном: мы не знаем подноготной тех исторических процессов, вольными или невольными участниками которых являемся... А посему находимся в иллюзии относительного того, кто, как и зачем манипулирует нашим сознанием и, соответственно, нашей жизнью. Впрочем, «зачем» — понятно: для того, чтобы нас, говоря языком политэкономии, порабощать и эксплуатировать. А это возможно до тех пор, пока мы не видим скрытых механизмов, стоящих за теми или иными событиями, политическая подоплека которых срывает с них романтический флер. Например, возьмем войну на Донбассе, которую наша власть упорно не называет войной. Знаю, как изменилось не только мое отношение к ней — а вместе с этим и к нашей власти, — как только стало понятно, что эта самая власть не заинтересована в скорой победе (явным доказательством чего стала Иловайская трагедия). Победа ей не нужна хотя бы потому, что в мутной войне т. н. АТО легче ловить рыбку. Не говоря уже о том, что те, кто сегодня устроил бы новый Майдан, не могут штурмовать Печерские холмы, ибо считают своим долгом бороться на юго-востоке страны с внешним врагом. И вот пока смотришь шпионский фильм, основанный на исторических событиях, начинаешь понимать, какие коварные подковерные, дипломатические и шпионские игры разворачиваются и вокруг украинских событий. А тут в эти мировые «игры» вбросили еще и теракт с расстрелом французских журналистов. И пока пишутся эти строки, готовятся новые события, которые завтра потрясут мир. Всю подоплеку этих и других событий мы, возможно, и узнаем. Но не сейчас, а через много лет, когда истечет срок их секретности.
Так вот, пока я смотрел популярный телесериал об интригах мировой политики, то подумал, что мне неинтересно жить в таком мире, где мое настоящее и будущее решается сейчас в каких-то кабинетах, на каких-то тайных сходках сильных мира сего. Быть зрителем вымышленных художественным сознанием историй, не угрожающих ничьей жизни и безопасности, — я согласен. Быть участником опасной для жизни истории, создаваемой алчным и подлым политическим сознанием, — нет. В конце концов, если кому-то нравится сражаться и побеждать, прибегая к многоходовым уловкам игры, то для этого есть шахматы, например. Или другие не менее азартные игры. Так что не знаю, как вы, но лично я выхожу из игры. Это несложно сделать, если перестать исповедовать навязываемые нам через СМИ и систему образования ценности и цели. С этого момента манипуляторы всех уровней и мастей теряют власть над нами. В этом, к слову, а не в том, чтобы оскорблять чьи-то верования и идеалы, и заключается свобода. Она в том, чтобы научиться ценить, а не разменивать на пустяки, на призрачные и ложные цели бесценные мгновения своей жизни.
Выпуск газеты №:
№7, (2015)Section
Культура