Бескровные турниры «Оргии»
Леся Украинка вернулась на львовскую театральную сцену![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040421/471-7-2_0.jpg)
Оргия. Не правда ли, какое-то странно-необычное слово? У античных народов оно означало празднование и обряды в честь богов и веселья. В переносном значении — это разгульный пир или дикая страшная расправа. А еще «Оргия» — драматическая поэма, которую в начале египетской весны 1913 года закончила Леся Украинка. В марте 2004 года на сцене Львовского национального академического украинского драматического театра имени Марии Заньковецкой состоялась долгожданная премьера «Оргии». Радуюсь своему убеждению, искренне разделяемому моими коллегами-театралами, что и через сто лет поэзия Леси Украинки-драматурга звучит, как никогда, актуально. И это, очевидно, благодаря мудрому прочтению. На 91-м году со времени написания эта блестящая драматическая поэма заняла свое должное место в творческом репертуаре театра по инициативе и настойчивости художественного руководителя, народного артиста Украины, лауреата Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Федора Стригуна.
Откровенно говоря, Леся Украинка не сразу «поддалась» опытному режиссеру. Он долго взвешивал, оценивал, размышлял, подробно обдумывал: какую же из 20 драм, которые гениальная поэтесса создала за последние 12 мученических лет своей жизни, ввести в репертуар заньковчан. В XX веке на этой сцене ожили — «Голубая роза», «Лесная песня», «Каменный властелин». Последняя — в «львовском периоде» творчества незабываемого Сергея Данченко. А потом — «такое длительное отсутствие, такое непростое возвращение»...
Ясное дело, что «Оргия» писалась не для вечности. И если ее вновь внимательно перечитать, то увидим, прежде всего, глубокий драматизм ее сюжета. Для выражения своих мыслей и наблюдений из украинской жизни писательница избрала неукраинский тематический фон: действие происходит в Коринфе, одном из греческих городов, который находится под римским господством.
Но проходят годы, а проблемы судьбы художников, народов — остаются. Все те же «гетерии» — тайные политические общества, Федоны и Хилоны, которые предают себя, Учителя, вступая в школу Мецената, или в хор панегиристов, отдаваясь «в руки врагу, как мертвая глина, из которой каждый вылепит, что хочет...». И как здесь не порадоваться, что сложная «метафорическая вещь» Леси, созданная под горячим египетским небом на сюжеты, взятые из греческой и римской истории, откликнулась на языке Богов современникам на знаменитой львовской сцене.
Не хотелось бы уподобляться отдельным, важным театральным критикам и умышленно искажать то, что показывает нас миру. Убийственные театроведческие теракты не в моем вкусе. Хочу иметь обо всем собственное основательное мнение. «Оргия», наконец, состоялась. А это главное! В одном из писем Леся Украинка замечала: «Интересно как приняла публика сию «пробу». Догадываюсь, что не враждебно, если у артистов есть охота и далее пробовать, а все же хотелось бы знать, как, — это даже объективно-интересно, не только субъективно».
По моему скромному мнению, первая «проба» удалась. У артистов «есть охота пробовать». И, если быть объективным, то и режиссер Федор Стригун таки сумел прочитать и поставить «Оргию» так, чтобы на сцене все без исключения актеры могли интересно вести дискуссию.
В роли Мецената — богатого римлянина, который щедро поддерживал писателей и художников, используя их творчество в интересах политики императора Августа, посчастливилось увидеть народного артиста Украины Богдана Козака и со временем заслуженного артиста Украины Тараса Жирко. Это два различных характера и их подходы к невторостепенным ролям — непохожи. Толкование образа Богданом Козаком не только увлекает, но и трогает, потому что только он мог так гениально передать все «словесные турниры» и остро почувствовать настроение «Оргии».
Несколько штрихов к портрету главного «деятеля» — певца с бессмертным именем Антей. На эту роль выбраны заслуженный артист Украины Степан Глова и Александр Норчук. Сознаю, что в образе заложено так много, что каждый актер может полно проявить себя, ведь Антей «ценит выше талант, чем те деньги, которые приходят из него», поэтому и в «общине не занимает места, соответствующего своему таланту». Степан Глова, которого пришлось видеть на протяжении двух премьерных вечеров, довольно успешно раскрыл многогранность (или полиаспектность) характера певца. «Лепил» своего героя не декоративно, и нисколько не «разрушая поэтической формы» оргии.
Нерису, жену его, посчастливилось видеть такой, какой нарисовало воображение Альбины Сотниковой и Валентины Копоть: эмансипированную танцовщицу, которая не может жить без славы, потому что она нужна ей как хлеб, вода и воздух. В этой трагической роли и Лесин характер просматривается. А какие возможности исканий открывает для каждой актрисы именно Эллида (такое имя было сначала у Нерисы)! Она показалась многим несколько традиционной. И это, уверена, потому, что несмело, осторожно прикасаемся к наследию Леси Украинки. Драмы ее на украинской сцене, к сожалению, приятная редкость. Но обе актрисы еще молоды и многое обещают, а «Оргия» — первая в их творческой жизни.
Говорить что-то о премьере и не вспомнить Прокуратора — заслуженного артиста Украины Евгения Федорченко, который сумел прислушаться к голосу своего сердца и донести к публике величие мысли, — было бы несправедливо. К сожалению, его «двойник» Тарас Бобиляк «даже жестом в стиль не попадал», хотя это, возможно, чисто субъективное, собственное суждение.
Можно было бы отдельно, подробно и конструктивно говорить о каждом действующем лице «Оргии». Актеры честно и талантливо работали на сцене. Наконец, как и весь творческий коллектив театра. Режиссер-постановщик Федор Стригун, художник-постановщик, заслуженный деятель культуры Польши Валерий Бортяков, композитор Иван Небесный создали интересное творческое настроение и заинтриговали всех своей новой творческой работой.
Леся Украинка живет. Она вернулась на львовскую театральную сцену в XXI веке смело и талантливо. На весах вечности и совести она всегда перевесит «зборовских», которые спекулируют вокруг ее имени и часто загоняют читателя в тупик, потому что видят все с соринкой в глазу. Во Львове начинаем говорить о театре Леси Украинки. Курбасовцы ставят «Апокрифы» по ее произведениям, а перед этим видели мы здесь «Каменного властелина» в репертуаре «Театра в кошику» — спектакли «На поле крови», «Одержимая». Заньковчане поставили «Оргию». Не кровавую и не традиционную, а общественную драму, такую актуальную и такую уместную.
Выпуск газеты №:
№71, (2004)Section
Культура