Без клише не обошлось
В столичном ТЮЗе на Липках появилась сценическая версия Винничукового «Места для дракона»
Инсценизация и постановка Олега Мельничука по одноименной повести известного современного украинского писателя Юрия Винничука. По сюжету, на окраинах якобы средневекового города Люботина живет Дракон, совсем не хищный — ест траву, любит цветы, пишет стихи и не хочет ни с кем враждовать. Но князь Люботина (артист Александр Вилков) вдруг задумал войну «за свободу и независимость нашего края». Наивный Дракон клюнул на эту наживку и согласился погибнуть в бою за священные традиции отчизны. Собственно, в этом и заключается весь трагический пафос. В определенном смысле спектакль уникальный, просто не верится, что в стране, которая ведет оборонную войну, могло появиться зрелище настолько категорически пацифистское. Впрочем, некоторые основания для этого есть и в повести Винничука. Она написана давно, еще в конце Афганской войны. В качестве эпиграфа автор взял стихотворение Ярослава Довгана: «Не від того я помру,/Що на світі буде вОйна, /А від того, що вона/ Моїх віршів недостойна».
Так вот, в спектакле эта недостойность войны представлена максимально остро, в издевательски сатирических черно-белых красках. Военно-патриотическая эйфория, господствующая в Люботине, очень напоминает эпизоды из гашековской книги о бравом солдате Швейке — только пересказанные грубо и не смешно. Собственно, вся люботинская армия — группа вечно пьяных шутов. Но самый большой паяц — сам Дракон (Богдан Данилюк). Это упитанный жизнерадостный олигофрен, который даже собственные стихи читает так, словно не сам их писал. Круто закручено: идиот, которому красивые стихи кажутся идиотическими! Он, наконец, очеловечивается перед самым началом смертельного поединка. Смысл финала читается однозначно: за священные идеалы умирают наивные дураки, а по их труппам к власти приходят мелкие ничтожества.
В театральной программке спектакль назван «аполитичным детективом», хотя в нем иногда явно просматриваются как раз слишком знакомые политические клише. Скажем, в финале, после победы над Драконом, люботинские патриоты-обыватели слушают по радио выступление Гитлера, и это падает тебе на голову, словно немного уже подзабытая книга Табачника с хитрым названием «Есть ли фашизм в Украине?»
Зато достойна высшей художественной похвалы финальная сцена спектакля — поединок Дракона с рыцарем Лаврентием (Сергей Кучера). Этот эпизод придуман и сделан режиссером оригинально, изобретательно и по-настоящему сильно, и актеры проводят его очень достойно. Здесь мы готовы полюбить Дракона, правда, у нас уже не остается сил на то, чтобы оплакать его неразумный подвиг, потому что душа устает, поскольку спектакль таки неоправданно длинный, по крайней мере, таким он был на премьере.
Следующий показ состоится 8 мая.
Выпуск газеты №:
№78-79, (2018)Section
Культура