... Мы не имеем отваги быть свободными. Потому что быть свободным - это значит быть ответственным. Мы говорим о свободе, радуемся свободой, желаем свободы, подчеркиваем свое желание свободы, но на самом деле боимся ее.
Любомир Гузар, епископ УГКЦ, кардинал Католической церкви

Богдан Козак празднует юбилей

27 ноября исполняется 80 лет ведущему актеру и режиссеру Львовского национального театра им. Марии Заньковецкой, академику Национальной академии искусств, профессору, декану факультета культуры и искусств Национального университета им. Ивана Франко
26 ноября, 2020 - 11:07
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Актерский путь Богдана Николаевича  очень успешный: в его творческой наработке — 150 спектаклей! Первый, как отмечено на сайте театра,  состоялся в 1962 году. Среди сыгранного — персонажи классической зарубежной и украинской драматургии. Он очень популярная личность. В канун юбилея  коллеги и поклонники таланта  рассказывают о Богдане Казаке как об актере, педагоге и Человеке с большой буквы.

«ДАЙ, БОГ, КАЖДОМУ КАЗАКУ ТАК КАЗАЧИТЬ, КАК  БОГДАН КОЗАК В СВОИ ВОСЕМЬДЕСЯТ!»

Богдан ТИХОЛОЗ, директор Музея Ивана Франко во Львове, литературовед, кандидат филологических наук:

— Это действительно мужчина крепкий — и телом, и духом. Дай, Бог, каждому казаку так казачить, как  Богдан Козак в свои восемьдесят! Богдан  Николаевич  — один из моих университетских профессоров. Я учился на филологическом факультете, а именно в то время зарождался факультет  культуры и искусств, и нас, студентов-филологов, привлекали к некоторым общим акциям  со звездами украинского экрана и сцены...

Богдан Козак по образованию — филолог, и это очень дает о себе знать на его общей литературной, общей культурной эрудиции. Это образец настоящего интеллектуализма в актерской профессии. Он — образец настоящего интеллектуала, научного исследователя, с кипучей энергией, который и до сих пор не теряет своей студенческой, в хорошем значении этого слова, заинтересованности миром, людьми, жизнью, ну и, понятно, прежде всего — театром. Современная львовская актерская школа в ее разных проявлениях невозможна без энергии Богдана Козака.  Когда он задумал создание отдельного факультета, сначала была создана кафедра актерского мастерства и театрального искусства, то тогда многие смотрели на это со скепсисом: зачем вообще Университету Франко такая кафедра? Но Богдан Николаевич своей энергичностью и настойчивостью знал, что делает. Эта кафедра стала не только ячейкой взращивания актерского мастерства или других театральных навыков и умений — это была и научная ячейка.

Богдан Козак любит интересных и творческих людей. У него твердый мужской характер. Желаю, чтобы его энергия не угасала, чтобы его дела имели прорастание в будущее, продолжение в его учениках.

«АКТЕР-ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»

Василий ВОВКУН, генеральный директор Львовской национальной оперы им. С. Крушельницкой:

 — Я оканчивал студию при Театре Марии Заньковецкой. Поступил 16-летним, и это была первая моя встреча с театром, хотя и до того, на каникулах в школе, а родом я из села Мацошин, что в Жолковском районе на Львовщине, нас возили на спектакли заньковчан.  Еще со школы помню Богдана — красивого, молодого. И даже я ему когда-то напомнил спектакль Олеся «Ночь на горной долине». И это было мое первое увлечение — через Театр Заньковецкой, через Богдана Козака, через Ларису Кадырову, которые играли тогда в паре, с прекрасным профессиональным театром.

 Чем отличается Богдан от других актеров? В первую очередь это  думающий актер, актер психологического плана, интеллектуал. Это всегда продуманность роли, ощущение сверхзадачи — что и зачем ты делаешь. И это его среди всех выделяло, потому что в то время театр имел прекрасных актеров — рядом работал Богдан Ступка,  Федор Стригун, я уже не говорю о старшем поколении — Романицкий, Яременко, Каганова.

В настоящее время Богдан Козак — могучий человек театра, который стал примером для наследования для многих, других уже поколений. Потому что, кроме работы в театре, Богдан Николаевич  еще посвящает себя преподавательской деятельности — ведет актерские курсы, и очень хорошо, что он имеет возможность передать свой профессиональный опыт.

«ВСЕГДА ЧУВСТВУЕТ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПРАВДУ»

Алексей КРАВЧУК, актер, режиссер, директор Театра эстрадных миниатюр «И люди, и куклы», доцент кафедры театроведения и актерского мастерства факультета культуры ЛНУ:

 — Богдан Козак до сих пор в прекрасной актерской форме. Он невероятно много слышит, знает. И он — фантастический актер на сцене. Дай, Бог, ему многая лета и здоровья!   И что бы он не играл, все всегда очень четко, очень точно в нем звучит — говорю о его изысканной интеллектуальной харизме.

И как преподаватель он — уникальный человек. Я имел честь у него учиться в 1980-х. Он преподавал в студии и йогу, и рассказывал нам о Гротовском.

Он до сих пор многим помогает, всегда чувствует театральную правду, которая в действительности очень редко случается.

Недавно сыграл и в моей постановке «Фредерик, или Бульвар преступлений» по Шмитту, и это — одна из наиболее интересных, на мой взгляд, ролей Богдана Козака за последний период.  А в целом помню его Богуна в «Богдане Хмельницком», Брянского в «Знаменосцах», Гостомысла в «Сне князя Святослава», Марунина в «Кафедре», замечательный и фантастический его Абель Знорко в «Загадочных вариациях». Вот первое, что вспомнилось. Все работы Казака — очень интересные. 

«АКТЕР ОЧЕНЬ УБЕДИТЕЛЬНЫЙ И БЕЗ ИЗЛИШНИХ ЭМОЦИЙ»

Любовь КИЯНОВСКАЯ, музыковед, доктор искусствоведения:

— Наше непосредственное знакомство состоялось в начале 1990-х, когда мой муж, Виктор Каминский, писал музыку к спектаклям «Павел Полуботок», трилогии «Мазепа», «Народный Малахий». И в тех всех спектаклях был занят Богдан Козак. Среди других актеров он был очень убедительным и без излишних эмоций. Всегда с большим художественным вкусом в своих ролях. В частности, запомнился в «Полуботке» в роли Петра I. Он играл человека очень противоречивого внутренне, у которой были свои порывы, но, тем не менее, который был убежден в том, что власть нужно держать... злодеянием, и для него это даже не было злодеяние — это была естественная форма проявления себя как владетеля. И потому такой, собственно, преувеличенной стилистики он себе не допускал.

Потом я имела возможность с ним познакомиться как с руководителем в университете — он был деканом актерского факультета (через несколько лет преобразован в факультет культуры и искусств). Казак пригласил меня после защиты докторской преподавать у них психологию творчества.  Работать с ним  — гениально. Общение всегда было на высшем — интеллигентном — уровне.

Он пишет очень хорошие тексты, как театровед — он глубокий ученый. И как человек он мне очень импонирует —  ценю мудрых, порядочных и таких, что на своем месте, людей. Вот он всегда на своем месте.

«ЛАКМУС НА ХОРОШЕЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Вадим СИКОРСКИЙ, сначала — актер, потом — режиссер Театра им. Марии Заньковецкой:

— Когда меня зачислили в театр, оставили в театре по окончании студии, у нас тогда была институция наставничества. И каждый молодой, кто приходил в Театр Заньковецкой, имел наставника. Меня выбрал Богдан Николаевич. И я во многом ему благодарен, потому что он неформально к этому относился, а если была возможность подсказать или реально влиять на события,  он это делал и был настоящим наставником.

Много мы с ним работали. И успешно. И поездили много. Я ему  очень благодарен и за свою такую судьбу в театре.

Козак — хороший пример настоящего трудоголика. Он очень хороший индикатор — лакмус на хорошее театральное искусство. Его уважают и во Львове, и в Украине, и за пределами Украины.  Например, в Польше его называют «доктор Козак» — с уважением, с большим уважением относятся к нему.

Он всегда занимался, поддерживал себя в прекрасной физической форме.

Что касается науки, то он пишет. И хорошо пишет.

Я много привлекал его к работе. «Загадочные вариации», «Сеньор...», «Амадей».  С ним классно работать! И, кстати, у него на репетициях все хорошо с юмором, с настроением. А если вспомнить те объемы, которые нужно было усвоить, то я даже не знаю другой пример! Возьмем «Амадея». Это тонна текста! А у него есть репетиции, преподавательская работа, поездки  Киеву и из Киева. И ни разу не было такого, чтобы что-то не знал, о чем мы договаривались. Где он это делал? В купе, в тамбуре, по дороге в театр в трамвае. То есть это — абсолютный пример честного отношения к профессии.

«ЭТО БЫЛО ПОДАРКОМ. И ДАЖЕ БОЛЬШЕ!»

Олег СТЕФАНОВ (Стефан), педагог и актер —  Львовского театра им. Леся Курбаса и  Киевского театра на левом берегу Днепра:

— Во-первых, я очень благодарен Сикорскому за то, что принес «Загадочные вариации» Шмитта мне, потому что я работал в другом театре.  Богдан Николаевич выразил желание работать именно со мной. Это было подарком. Встречу с этим материалом и этим актером воспринимаю, как ступеньку в своем внутреннем, духовном, творческом развитии. Это не просто спектакль и не просто сотрудничество с Козаком. Это мост, который я больше всего уважаю  в искусстве, — между поколениями. А поскольку в Театре Курбаса была более-менее однородная возрастная ситуация с актерами, то встреча с этим мастером подарила мне встречу со школой, которую они унаследовали от учеников Курбаса.

Богдан Николаевич несет в себе несколько традиций. И его личность привлекала меня все время своей несхожестью  с другими.  Он практиковал то, что не практиковал никто в то время. И слухи об этом доходили до меня, когда я только начал свой путь и когда работал в Харьковском театре им. Шевченко. Я уже тогда знал, что есть такой актер — Богдан Козак, который применяет духовные практики, практикует йогу. Для меня это было просто чудом. А здесь вдруг Козак обращает внимание на индийские традиции, на технику, на тренинг. И у нас это были первые такие импульсы, что актер — это инструмент и что актер должен держать себя в форме. И тогда уже не только Козак, но и другие учителя влияли на меня в этом плане: что актер — это инструмент, и что нужно исследовать его составляющие  — духовные, душевные, звуковые, эмоциональные и так далее. То есть Козак — это большая глыба в театре. И это мастер!

Восхищаюсь не только актерской работой Козака, но и преподавательской. Тем более что рождение театрального факультета в Университете Франко — это очень важно было не только для Львова, но и для всей Западной Украины. Это в действительности — уникальный опыт. И то, что открылось столько кафедр и есть возможность выпускать поколение за поколением актеров,  — это очень ценно. И еще важно, что Козак постоянно издавал переводы. И часто бывало — издавал первым на постсоветских поприщах. То есть переводы Гротовского, Питера Брука — это все его рук дело, и это вызывает большое уважение.

«БОЛЬШАЯ ЧЕСТЬ ЖИТЬ В ОДНО ВРЕМЯ С БОГДАНОМ КОЗАКОМ»

Андрей МАЦЯК, генеральный директор Театра имени Марии Заньковецкой:

— По уровню  влияния на общество, по уровню восприятия общества, любви к людям, актерскому мастерству, интеллекту могу сравнить Богдана Ступку и Богдана Козака. Они для меня в этом смысле — побратимы. И для меня большая честь, что  имею возможность жить в одно время с Богданом Козаком и работать в одном театре.

Богдан Николаевич дал свободу выбора своим детям, потому что они не работают в театре, а развиваются, и очень успешно, по собственному выбору.

Козак счастливо совмещает в себе и блестящего актера, прекрасного педагога, который выпустил из-под своего крыла огромное количество молодых  талантливых актеров. Играет на сцене много людей. Преподавателей — тоже достаточно, но вот такое сочетание случается очень редко.

Я привез Богдану Николаевичу из Киева орден Ярослава Мудрого IV степени. Указ был подписан Президентом еще ко Дню независимости. И вот теперь, к юбилею вручат Козаку награду.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ