Большая прогулка
«Оперный театр в пространстве меняющегося мира: страницы оперной истории в картинках и лицах — так называется книга известного музыковеда и постоянного автора «Дня» Марины Черкашиной-Губаренко, которую выпустило издательство «Акта»
Почти у каждого автора наступает момент, когда он стремится что-то радикально изменить в своем письме. У беллетристов это решается довольно просто: если надоело писать о людях, можно начать писать о животных, исторические сюжеты сменить фантастическими, наконец, вместо романной формы имитировать воспоминания или письма. В то же время научные работники, которые в течение всей жизни обрабатывают одну и ту же ниву и, дабы на ней выросло что-то путевое, выискивают новые факты и доказательства, не в состоянии позволить себе такой роскоши, как кардинальное изменение сферы знаний — с физики в лирику или наоборот.
Писав в течение почти всей жизни об оперном искусстве и будучи автором нескольких весомых монографий, посвященных музыкальному театру, известный искусствовед Марина Романовна Черкашина-Губаренко также, кажется, попробовала все возможные подходы к этому материалу: через художественные эпохи, жанры, личности отдельных композиторов. В то же время ее новая книга «Оперный театр в пространстве меняющегося мира: страницы оперной истории в картинках и лицах» убедительно доказала, что, владея незаурядной творческой фантазией, серьезный научный работник способен сделать открытие там, где все кажется уже хорошо известным и исследованным.
Свою новую книгу Марина Черкашина-Губаренко придумала и организовала, как своеобразную прогулку по самым выдающимся оперным фестивалям мира — Байройт и Пезаро, визиты в известные музыкальные столицы — в Мюнхен, Зальцбург, Москву, посещение премьерных показов в Киеве, Будапеште, Дрездене, Минске и других городах. Она действительно путешествовала по многим городам и городкам, пересмотрела огромное количество оперных спектаклей, была свидетелем выдающихся и не очень музыкально-театральных событий. И, по большому счету, все ее путешествия закономерно должны были сложиться в одно большое мегапутешествие по художественному миру. Объединить же эти реальные путешествия по современной музыкально-театральной культуре выпало книжному переплету, собранные под которым однодневные впечатления создали весомый культурологический интеллектуальный продукт.
Итак, книга М. Черкашиной-Губаренко — это серьезное повествование об искусстве современного мира, рассказанное на языке искусства классического, потому что рефлексируя увиденное и услышанное, автор действовал не как рядовой журналист или зритель, пользуясь эмоциями и вкусовыми симпатиями, а насыщал «прогулку» параллельными искусствоведческими сюжетами, аллюзиями, историческими отступлениями. Наконец интеллектуальные и истоковедческие перипетии — это и есть главные тропы искусствоведческого письма, которыми Марина Черкашина-Губаренко владеет элегантно и высокопрофессионально.
Получив новую сценическую жизнь сегодня, классическая и новейшая, отчасти необычная для нынешнего динамического зрителя и слушателя, опера становится реальным фактом современного художественного бытия, и именно об этом, главным образом, рассуждает М. Черкашина-Губаренко. В статьях об оперном Мюнхене, обстоятельно анализируя его премьеры и спектакли, представленные на оперном фестивале столицы Баварии в течение последнего десятилетия, автор не обходит вниманием сам способ организации театрально-музыкальной жизни современной Германии. Кроме профессионального искусствоведческого анализа, на страницах книги речь идет о деятельности кураторов оперных фестов, интендантов театра, их музыкальных руководителей, которые проводят художественную политику, формируют у зрителя вкус, поощряют публику любить театр, а театр уважать публику. Так, через постоянную аргументированную смену часовых у театрально- музыкального очага в Мюнхене, так или иначе поддерживается преемственность музыкальных традиций, а оперное действо обязательно входит в «культурное меню» большинства немцев среднего класса, не говоря уже о политической и бизнесэлите.
Как показывает театрально-музыкальный опыт Мюнхена, вагнеровского центра в Байройти, родины Россини — Пезаро, фестиваля в Экс-ан Провансе сценическое воплощение опер в западноевропейском театре становится поводом для осмысления процессов современного бытия, для обогащения художественных ландшафтов сегодняшнего дня. И совсем другую функцию — скорее мемориальную, берет на себя оперный спектакль в Украине, где постановщики не столько проникаются новыми художественными идеями, сколько стремятся создать презентационный художественный продукт.
Показательным в этом смысле является практически полное отсутствие в репертуаре украинских театров оперных произведений отечественных композиторов ХХ века, о чем обеспокоено пишет Марина Черкашина-Губаренко. Не проявляя интерес к воплощению украинских произведений высокого художественного уровня Юлия Мейтуса, Георгия Майбороды, Виталия Губаренко, Германа Жуковского, а настраиваясь лишь на так называемый шлягерный оперный репертуар, театры страны, таким образом, в целом работают на холостом ходу (не считая значительные материальные постановочные расходы), в расчете на случайного, а не на постоянного зрителя, который зашел экскурсионным взглядом осмотреть архитектурные прелести сооружений.
Такую противоречиво-противоположную ситуацию в функционировании оперного искусства в Западной Европе и в Украине, профессиональный оперный критик и авторитетный ученый М. Черкашина-Губаренко пытается не только отследить, но и диагностировать, объяснить. Очевидно, поэтому книга открывается пространным и очень интересным предисловием, которое в некоторой степени напоминает знаменитые вагнеровские увертюры, в которых предварительно звучат основные лейтмотивы оперного произведения. Именно в предисловии, написанном бойко и с любовью к предмету, которому автор посвятил жизнь, выясняется природа театрально-оперного искусства как такового, особенности его восприятия, эстетика современных оперных постановок, специфика музыкальной режиссуры. А прочитав авторское предисловие, читатель непроизвольно начнет дальше листать страницы этой интересной не только музыканту и театралу книги. И таким образом осуществится и его собственная большая прогулка по оперным сценам Европы.
Выпуск газеты №:
№135, (2013)Section
Культура