Для негосударственного народа духовая культура играет огромную роль, потому что собственно ею он может превышать народ, политически подбил его.
Иван Огиенко, украинский ученый, митрополит (с 1944), политический, общественный и церковный деятель, языковед

Браво, маэстро Оксана Лынив!

Следующие три года Филармоническим оркестром и Оркестром оперы города Граца (Австрия) будет руководить знаменитая украинка
9 февраля, 2017 - 10:47
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Напомним, Оксана Лынив родилась на Львовщине в городе Броды. Ее отец - руководитель народной хоровой капеллы «Боян» г. Броды Ярослав Лынив. В 2004 году Оксана стала финалисткой Международного дирижерского конкурса имени Густава Малера в Германии. После этого талантом Лынив заинтересовались европейские импресарио. Эту хрупкую женщину и харизматичного маэстро высоко ценят самые суровые поклонники классической музыки в Германии, Австрии, ее с нетерпением ждут в театрах Японии, Швеции, Испании... По итогам 2015 года ее признали лучшим дирижером Баварской государственной оперы в номинации «Классическая музыка». Оксана Лынив работает и как приглашенный дирижер в разных театрах Европы. Сейчас готовится документальный фильм о нашей талантливой украинке.

- Я родилась в музыкальной семье, и то, что стану музыкантом, было очевидным, - рассказала О.ЛЫНИВ в интервью wz.lviv.ua. - После окончания Львовского музыкального училища экзамен по дирижированию прошел настолько успешно, что сразу многие люди мне рекомендовали проконсультироваться в Музыкальной академии на кафедре симфонического дирижирования. Тогда для меня это тоже стало неожиданностью, потому что я думала, что на специальность "дирижирование" берут только мужчин. А когда стала студенткой академии, эта профессия захватила меня по-настоящему.

Через год после окончания академии, в 2004-м, я стала участником Международного конкурса дирижеров имени Густава Малера, как единственная участница из Украины, и получила третью премию. После этого организаторы конкурса предложили мне стипендию от Гете-Института: полугодовую стажировку ассистентом главного дирижера в Бамбергском симфоническом оркестре. Понимая, что эти шесть месяцев быстро пройдут и придется вернуться во Львов без особых перспектив, поступила на последипломное образование в Дрезденскую музыкальную академию. Там проучилась еще четыре года...

Я очень соскучилась по Украине. Вдруг узнала, что после десятилетней реставрации открывается Одесская опера, получившая статус Национальной, и там ищут молодых специалистов. Музыканты и руководство театра меня хорошо приняли. За три года работы в этом коллективе на моем счету было более 15 произведений оперно-балетного репертуара, постановок и обновлений. Я работала вторым дирижером у главного дирижера, то есть вела сложный репертуар. Одесские годы до сих пор вспоминаю с большим удовольствием, потому что это был период насыщенной творчеством жизни. Плюс рядом море, плюс это колоритный город со своей неповторимой атмосферой... Руководство Одесской национальной оперы и Одесского национального симфонического оркестра меня до сих пор ежегодно приглашает выступать с музыкальными проектами.

В Одессе работалось хорошо, но опять вернулась в Германию. Это произошло случайно. На один из моих спектаклей попал выдающийся музыкант, скрипач, концертмейстер Израильского филармонического оркестра Илья Коновалов. После спектакля он сказал, что я - перспективный дирижер и мне нужно двигаться дальше. Взял мои контакты и видеозаписи. Вскоре я получила запрос из Баварской государственной оперы, где по новому контракту приступал к работе новый генеральный музыкальный директор Кирилл Петренко. Петренко был нужен второй дирижер и помощник, и он выбрал меня»...

«Моей профессиональной мечтой является постоянное совершенствование и самореализация, прежде всего моих творческих идей, - цитирует слова Оксаны Лынив lvivexpres.com. - Хочется быть больше задействованной в Украине. Нам надо очень много работать, чтобы быть оцененными как страна и нация, которая имеет свои высококультурные достояние и интересное и богатое музыкальное наследие. О нас еще очень мало знают в мире, лишь единичные имена композиторов и исполнителей встречаются в международном музыкальном пространстве. Исправлять эту ситуацию должны только мы сами. Поэтому хочется активного сотрудничества с украинскими коллективами, чтобы можно было плодотворно реализовывать тот профессиональный опыт, который удалось приобрести за рубежом. В наше время, когда вся работа так или иначе регулируется четкой контрактной системой, это было бы возможным при условии своеобразной площадки в Украине».

 Кстати, «День» писал о том, что к годовщине трагедии в Бабьем Яре (29 сентября 2016 года) в Киеве состоялся Концерт-реквием в Национальной опере, к которому были привлечены мастера со всего мира: Гамбургский симфонический оркестр, Национальная капелла «Думка», солисты из Канады, Англии, Израиля и Германии. За дирижерским пультом стояла молодая талантливая украинка Оксана Лынив.

Программа состояла из арамейской молитвы «Кол Нидрей...» (Все обеты...), произведения для виолончели с оркестром композитора Макса Бруха в исполнении замечательного музыканта из Канады Романа Бориса. «Каддыш-Реквием», «Бабий Яр» Евгения Станковича и «Немецкий Реквием» Иоганнеса Брамса прозвучали в исполнении хоровой капеллы «Думка» и солистов: сопрано - Гал Джеймс (Израиль), тенор - Бенджамин Баттерфилд (Великобритания), бас-баритон - Павел Гунько. Режиссер - Аннехен Курсельман из Голландии. И тот концерт стал знаковым событием для всех меломанов.

Сейчас Оксана Лынив делает успешную карьеру за рубежом, но не забывает о своей Родине, и 11 февраля во Львове состоится единственный концерт известного маэстро и известного альтиста Александра Земцова, которые вместе с Академическим молодежным симфоническим оркестром INSO-Lviv представят в Концертном зале им. С. Людкевича классические шедевры: от самоуглубленного Шумана и бурно-страстного Листа до интеллектуально-многозначного Бартока.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День». Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ