Браво, виртуозы!
В Национальной филармонии состоялся концерт, на котором сложнейшие произведения Листа исполняли только дети...Позавчера в Национальной филармонии выступали школьники, а зал был переполнен слушателями самых разных возрастов. Даже четырехлетние крохотульки-меломаны, затаив дыхание, ловили каждую ноту, а взрослые, не жалея ладоней, аплодировали юным музыкантам. Концерт «Школа имени Лысенко приглашает» был посвящен творчеству легендарного венгерского композитора, пианиста-виртуоза, блестящего дирижера и педагога Ференца Листа (1811—1886 гг.). Маэстро был ярким представителем музыкального романтизма, основателем венгерской композиторской школы. В далеком 1847 г. Лист выступал в Киеве. Музыковед Елена Зинкевич подняла архивы и нашла уникальные документы — свидетельства триумфа пианиста. «Концерты Листа в Украине были восприняты как явление экстраординарное. Доказательство тому — не только эпитеты и сравнения, щедро раздаваемые «европейской знаменитости» рецензентами («Наполеон пианистов», «падишах клавиш»), но и небывалая активность прессы, и воспоминания очевидцев. «Я был поражен необыкновенным механизмом игры Листа. Сила, звучность, отчетливость делали фортепьяно под его руками совершенно другим инструментом», — писал первый председатель Киевского отделения РМО Селецкий...
В 1847 г. 36-летний пианист-виртуоз уже был суперзвездой, Европа обожествляла его. Газета «Киевские губернские ведомости» в восторге писала: «В Киеве — Лист. Одного этого слова уже достаточно, чтобы вся наша публика зашумела, заговорила и бросилась к этому чуду, неизвестно как занесенному в наш город. Лист — это первое слово, которым каждый встречает своего знакомого... Первый киевский концерт маэстро состоялся на Подоле в Контрактовом доме. Слушатели заняли не только все места для сидения, но даже балконы и проходы. Слушая пленительную игру, публика неистовствовала. Восторженные студенты носили виртуоза на руках вместе с креслом, в котором он сидел... В результате Листу пришлось дать в Киеве в шесть раз больше концертов, чем предусматривалось контрактом!». И еще один факт. Биографы Ференца Листа утверждают, что Каролине Сайн-Вигенштайн (девичья фамилия — Ивановская, по матери она из рода Потоцких) принадлежит основная роль в его решении оставить бесконечные гастроли и всерьез заняться сочинением музыки. Как композитор он состоялся именно благодаря своей украинской возлюбленной. Каролина стала его соавтором книги о Шопене, и когда ее спросили, что именно в этом фолианте принадлежит Листу, а что ей, она ответила: «Если два человека столь связаны, что составляют единое целое, то невозможно определить, что сделал один и что было сделано другим»...
Исполнять произведения Листа под силу музыкантам, виртуозно владеющим инструментом. Это доказали юные пианисты, лауреаты национальных и международных конкурсов — участники концерта в Национальной филармонии. Вечер открыла самая юная пианистка Алиса Заика — ученица четвертого класса КССМШ, подопечная Ирины Бариновой. Девочка уверенно исполнила «Это — он» (Шуман — Лист) и «Гулянку» (Шопен — Лист). Словно ангелы с неба спустились — так божественно прозвучало в сопровождении органа «O filii et filie» из оратории «Christus» (из культовой музыки Листа на религиозную тематику) пение вокального ансамбля девочек под руководством Ирины Тихоновой. Прекрасно выступили: Илья Фиалко и Анна Пашковская (5 класс), Николай Пушкарев (8 класс), Вероника Гварамадзе (9 класс), Александра Народицкая (10 класс) и др. Овации вызвала игра Анастасии Козловой и Дмитрия Биляка (11 класс). Но когда в конце вечера вышли музыканты Симфонического оркестра Школы им. Лысенко (дирижер — Сергей Солонько), за рояль сел Роман Лопатинский (выпускник КССМШ, а ныне первокурсник НМАУ, класс Сергея Рябова ) и зазвучал Первый концерт Ф. Листа для фортепиано с оркестром, то показалась, что в небе зажглась новая звезда. Наверное, так феерически, в начале 1920-х, выступал молодой Владимир Горовиц, только окончивший Киевскую консерваторию, вскоре ставший величайшим пианистом прошлого века. А возможно, дух самого Ференца Листа, творивший чудеса, только прикасаясь к клавишам рояля, снизошел в этот вечер на сцену филармонии, помогая юным виртуозам. А интернациональным мостиком стало исполнение Лопатинским на бис фортепианного этюда «Мазепа» (это произведение композитор написал в Париже в 1847 г., посвятив Виктору Гюго, а через пять лет в новой редакции «Мазепа» вошел в знаменитый сборник «Этюды высшего исполнительского мастерства». Программность этюда подчеркивалась заключительной фразой стихотворения Гюго, помещенной под последним тактом: «...Он несется, он летит, он падает // И подымается царем!»... — Т.П.)
Этот вечер состоялся благодаря содействию Фонда Влады Прокаевой «Одаренные дети — будущее Украины» (в рамках цикла «Вечера исполнительского мастерства»). Кстати, Влада по первому образованию — музыкант (с отличием окончила Киевское музыкальное училище им. Глиэра по классу фортепиано и Одесскую консерваторию), а по второму — дипломат (окончила Дипакадемию при МИД Украины). Она много сил отдает благотворительности, как меценат опекает юные таланты, выплачивая стипендию талантливым детям из малообеспеченных семей, финансово помогает КССМШ (одна из последних ее акций — вручила сертификат, позволивший приобрести литавры для оркестра). Вечер прошел также при поддержке Посольства Венгерской Республики в Украине (в фойе филармонии была презентована выставка о жизни и творчестве выдающегося маэстро).
Михаль БАЕР, Чрезвычайный и Полномочный Посол Венгрии в Украине:
— Блестящий концерт! Мне очень понравилось. Дети изумительно исполняли сложнейшие произведения Листа. Можно только порадоваться, что в Украине растет много молодых талантов. Дети играли с энтузиазмом. Видно, что они много репетировали и вскоре вырастут, как молодые артисты. Публика тепло принимала всех выступающих, и можно поздравить детей и их педагогов с прекрасным концертом. Лист — один из композиторов, чьи произведения могут исполнять только музыканты, прекрасно владеющие инструментом, поэтому особенно впечатлило, как классно играют школьники, как они чувствуют музыку нашего классика. Мне как отцу двух детей трудно выделить кого-то из ребят. Все пианисты очень старались. Конечно, нельзя сравнивать учеников 4—5 классов и 11-классников, а также студента-первокурсника НМАУ. Мы не знаем, кем станут младшие участники этого вечера, возможно, это будущие фортепианные звезды. Им еще предстоит многому научиться, пока они превратятся в зрелых профессионалов мировой сцены. Но у этих детей есть талант, прекрасные педагоги, а значит, есть почва для того, чтобы вырасти в великолепных музыкантов.
В этом году к юбилею Ференца Листа Посольство Венгрии провело ряд мероприятий, посвященных 200-летию великого композитора, пианиста, дирижера и педагога. Последняя наша акция прошла 22 октября (в день рождения маэстро) в Киеве. Стало уже традицией венгерской общины, когда граждане Украины и Венгрии 22 октября собираются на Подоле. В этом году мы провели небольшую торжественную часть, возложили цветы у мемориальной доски, где указано, что первое выступление Листа было в 1847 г. в Контрактовом доме — прозвучала, в частности, его знаменитая Вторая «Венгерская рапсодия» композитора, премьера которой состоялась в Киеве именно в этих исторических стенах...
В Венгрии Лист — кумир! Ежегодно в сентябре одна из суббот посвящается венгерской песне. В этом году во всех городах и концертных залах исполнялись сочинения Листа. Культурные акции Года Листа проходят в разных странах, и нам приятно, что так широко отмечается юбилей нашего классика. А 22 декабря в Национальной филармонии мы хотим провести вечер, где обязательно прозвучат сочинения Ференца Листа. Мы 3 декабря будем отмечать 20-летие установления дипломатических отношений и открытие Венгерского посольства в Киеве (оно стало первым посольством иностранной державы в Украине после завоевания независимости). Это дата скромнее, чем 200-летие Листа, но для наших стран очень важная. Мы пригласили в Киев Струнный квартет им. Бартока, который считается одним из лучших в мире. Уверен, что концерт оценят киевские меломаны.
Валентин ШЕРСТЮК, профессор, директор Киевской средней специальной музыкальной школы-интерната им. Лысенко:
— Сегодня в нашей школе учится 440 человек. Обучение ведется по разным отделам (скрипка, фортепиано, струнные, духовые и ударные инструменты, дирижерско-хоровой, камерная музыка, теория музыки). Все дети талантливы, многие уже не только принимали участие в престижных конкурсах, но и завоевали почетные премии. Но все-таки это — дети, к каждому нужно найти свой «ключик», воспитывать и приучать к труду. Я более 20 лет работаю в Школе им. Лысенко и заметил, что талантливый ребенок всюду успевает, и это притом, что наши дети ежедневно играют по 5—6 часов. Киевляне живут дома, а иногородние (120 человек) — в интернате. У нас созданы хорошие условия: два трехэтажных корпуса, 80 классов, 30 помещений для индивидуальных занятий, спортзал, а также интернат — четырехэтажный корпус площадью 2,5 тыс. кв.м.
К концерту дети тщательно готовились вместе с педагогами, отбирали сочинения, репетировали, а потом мы провели прослушивание и отобрали те произведения, которые и включили в программу. Завершал вечер наш выпускник, ныне студент первого курса НМАУ Роман Лопатинский (он лауреат национальных и международных конкурсов). Советую меломанам запомнить его имя.
Наталья ТОЛПИГО, профессор, педагог КССМШ:
— На этом вечере выступили двое моих учеников: Коля Пушкарев (8 класс) и Саша Народицкая (10 класс). Они участвуют и побеждают в национальных и международных конкурсах. Много играют на разных площадках: Большом зале НМАУ, Шоколадном домике, галерее «Хлебня» Национального заповедника «София Киевская» и т.д. Свое будущее мечтают связать с музыкой и упорно движутся к поставленной цели. Их можно назвать уже состоявшимися пианистами со своим узнаваемым исполнительским почерком, несмотря на юный возраст. У Коли на первом месте музыка, а на втором — футбол, он страстный болельщик, любит много читать... Каждый музыкант формируется благодаря своим учителям, но при этом остается самим собой. Наши ученики не клоны и не копии знаменных музыкантов, а новые творческие индивидуальности, так как школа дает музыкантам хорошую базу. Кто-то станет концертирующим пианистом, но это все же единицы, а кто-то будет выступать в ансамбле или оркестре, станет концертмейстером, преподавателем или музыковедом. Важно, что определенную планку профессионализма и высокой культуры наши ученики получают...
Леся ОЛЕЙНИК, музыковед:
— Всегда, когда выступают дети, — это вызывает позитивные эмоции, но на этом вечере в конце концерта я забыла, что на сцене не профессионалы, а пианисты-школьники. Я слушала музыку и была потрясена мастерством юных виртуозов. Какие у нас талантливые дети! Как хорошо их учат педагоги. Школа им. Лысенко сильна традициями, которые сегодня развиваются и продолжаются. Символично, что юные представители киевской фортепианной школы высоко держат планку, поднятую еще в 1847 году Листом, который впервые триумфально выступил в Киеве (в ту пору еще и филармонии не было). Кстати, всемирно известная «Венгерская рапсодия» № 2 написана Ф. Листом в Черном Острове Хмельницкой области... И, наверное, правильно, что на бис Роман Лопатинский исполнил фортепианный этюд Листа «Мазепа», продемонстрировав высший уровень исполнительского мастерства. Это стало финальной точкой концерта киевских виртуозов, как последний цветок в лавровый венок от украинской музыкальной школы в честь легендарного гения — Ференца Листа. Сегодня мы услышали ярких представителей киевской фортепианной школы ХХI века.
Выпуск газеты №:
№195, (2011)Section
Культура