«Британский театр в кино» открыл в кинотеатре «Киев» второй сезон
Для старта полюбившегося столичным театралам проекта «Британский театр в кино» в новом сезоне был выбран «Верхний свет» Дэвида Хэа, один из самых успешных лондонских спектаклей нынешнего года. Он был обречен на успех, ибо его создатели давно снискали славу у самой широкой публики.
Дэвид Хэа, известный не только своими пьесами и сценариями, но и работой в качестве режиссера в театре и на телевидении, написал «Верхний свет» еще в середине1990-х. Кроме того, что ему захотелось создать «комнатную» пьесу, герои которой выясняли бы отношения, не выходя за стены своего жилища, автор был движим идеей социальной критики современной ему Англии. «Правительство … настойчиво двигало идею о том, что предприниматели – это цвет нации, а социальные работники – ее нерадивое дно» – так характеризует особенности политики «железной леди» Тетчер Дэвид Хэа. И уверяет, что нынешнее британское правительство «продвигает ту же самую идею». Результатом такой политики и стал нынешний консюмеризм британского общества. Выявивший через двадцать лет свою актуальность «Верхний свет» взялся поставить в театре Windham's Стивен Долдри, как его именуют «самый успешный голливудский перебежчик в истории английской театральной режиссуры» – все поставленные им фильмы («Билли Эллиот», «Часы», «Чтец», «Жутко громко и запредельно близко») номинировались на «Оскар». Наконец, две из трех ролей в спектакле играют известные британские актеры Кэри Маллиган (Кира) и Билл Найи (Том). Роль Эдварда, сына Тома, досталась молодому актеру Мэттью Бирду.
Вся интрига «разговорной» пьесы Хеа строится на воспоминаниях и выяснениях отношений между Кирой и Томом. Автору удается упаковать важные для него социальные идеи в тему любви немолодого мужчины и девушки, которая сгодилась бы в жены скорее его сыну. Кажется, что создатели спектакля намеренно увеличили разницу в возрасте героев (в реальной жизни актриса младше актера на 35 лет), для того, чтобы подчеркнуть важную для них мысль: любовь не ведает внешних препятствий. Разрушить отношения могут только внутренние причины, продиктованная предубеждениями, гордостью и обидой неспособность бороться за свою любовь. Поиски глубинных причин и мотивов размолвки бывших любовников и составляют главную интригу пьесы.
Между тем, видимой причиной разлуки Киры и Тома стало их принципиальное расхождение во взглядах на жизнь, понимание ее цели и ценностей (хотя поводом для ухода героини Кэри Маллиган от горячо любимого мужчины, стало то, что об их шестилетнем романе узнала жена Тома). Кира покинула роскошный дом и уехала в социально неблагополучный район Лондона, чтобы работать учительницей в школе для трудных детей. Уязвленный ее бегством Том, даже похоронив жену, только через три года после разлуки разыскал молодую женщину… Надежды на счастливое продолжение их романа автор почти не оставляет, правда он предпочитает хорошо продаваемый хэппи-энд и все же дает зрителю надежду на счастье в этом мире.
Характерно, что Том, воплощение типичного лондонского сноба, который в бизнесе пытается найти не только цель и смысл всей жизни, но и спасение от ее невзгод, проводит различие между «духовностью» и «религией». Умирающая жена более всего раздражала успешного ресторатора именно тем, что заговорила о духовности, размышлять о которой Том просто не готов. Она представляется ему угрозой для его ценностей и образа жизни…
Автор
Александр ЕфимовSection
Культура