Цена духовности
Книжная выставка как зеркало нашей расторопности
На самом деле, под «внутренним подозрением» речь шла о понятии «опыта». Опыт — это такая штука, которая намного красноречивее добросовестно написанного отчета о невероятных достижениях в рассматриваемой сфере, «продуктивной деятельности», «успешном освоении«(?) и «развитии книгопечатания»... Нужно быть честными — подобная выставка может претендовать лишь на статус публичного отчета (государственных издательств перед структурами, которые выделяют им средства; структур — перед государством в лице Госкоминформа и Кабмина; последних — перед главой государства...) Подобно происходят отчеты художественных коллективов из различных регионов Украины, однако там никто не пытается прыгнуть выше собственных ушей. Приехали, попели, потанцевали, поаплодировали — всем большое спасибо, до свидания. По горькой иронии, неосмотрительная самопохвала организаторов, поневоле раскрыла суть того что происходит: «Эта выставка дает представление о книгоиздательском деле Украины за 11 лет ее независимости»... Остается только усилием воли сдержаться от комментариев о своем «представлении» относительно состояния этого самого дела.
Но, есть немного цифр. Итак, по данным Книжной палаты Украины в прошлом году издательства и издательские организации Украины выпустили 9983 названия книг и брошюр (с авторефератами 10594 тыс. экземпляров) общим тиражом 46407 тысяч экземпляров. Из них 5584 названия (27166,8 тыс. экземпляров или 55,9%) составляют издания, выпущенные на государственном языке, остальные — на языках национальных меньшинств и иностранных языках. Здесь, однако, не учтены тиражи, которые коммерческие издательства желают оставить «в тени». Об этом могут рассказать, в частном порядке, но не для того, чтобы заплатить налог или увеличить показатели Книжной палаты. «Левые» тиражи преимущественно составляет популярная литература на русском языке. Обобщая приведенную арифметику и учитывая долгожданные данные последней переписи населения, можно с гордостью констатировать, что Украина таки издает одну книгу на одного гражданина в год! Теперь, кажется, нужно вспоминать забытый лозунг «Догоним и перегоним»... Ориентироваться можно, традиционно повернув голову на Восток — 3,5 книги в России, а можно и на Запад — 12 книг в Польше (считается хорошей нормой).
Однако нужно быть объективными — околокнижные разговоры в последнее время все чаще воплощаются в конкретные предложения. Кого и к кому? Ну, например, Госкоминформа к более почтенным ведомствам. По словам Председателя Комитета Ивана Чижа, они разработали и предлагали три проекта законов относительно книгопечатания, но Министерство финансов, Министерство экономики и Налоговая администрация в один голос «против» Ответ на вопрос «почему?» просим считать государственной тайной... По расчетам того же Чижа, приняв соответствующие законы, Украина, «потеряв 16 млн. за год, получит 400 млн. — книга станет выгодной...» Но, как доказал в свое время смельчак Ломоносов, если в одном месте уменьшается, в другом становится больше. Это я к тому, что финансовая взаимозависимость также неразрывна. Следовательно, если кому-то добавится этих 384 млн., то кто-то их обязательно потеряет — есть чему быть «против»!
Все это Иван Сергеевич рассказал на открытии выставки, с которой мы начали повествование. Момент откровенного разговора нужно непременно записать к плюсам мероприятия. Он также сообщил, что Госкоминформ против подавления «другой книги», потому что это «вызовет реакцию со стороны тех, против кого это применяемо». Однако Комитет мужественно борется с контрабандой книги из России, хотя и не имеет соответствующих полномочий, но делает заявления и т.п. Кстати вспоминается, что в старом парламенте были временные следственные комиссии, которые также что-то пытались расследовать, не имея полномочий и их эффективность оказалась не очень высокой. А еще Чиж сообщил, что Комитет будет проводить мониторинг телеканалов на предмет всяческих несоответствий относительно действующего законодательства и даже пригрозил подавать на нарушителей в суд...
Несколько общих впечатлений о выставке: апатичное присутствие государственных издательств; в свою очередь — отсутствие книжек современного уровня, которые продуцируют частники (немногочисленные исключения только делали картину ярче); турки, которые привезли яркие книги на своем языке и фолиант «Единая Россия»; вопиющая бедность (ассортимент, полиграфия, актуальность) областных представителей; крымская экспозиция, которая по заказу выставила книги на крымскотатарском языке, в котором до сих пор пользуются двумя письменами — кириллицей и латиницей; восемь русских стендов, около которых ностальгирующие киевляне наслаждались «аканьем» и радостно покупали кукольно-миниатюрные книжечки четырехлетней давности по цене 5,5 и 7,5 гривни...
В конце еще немного цифр: на издание литературы по Национальной программе социально- значимых изданий из госбюджета в 2001 году планировалось ассигновать 13 млн. гривен. Практически дали шесть с копейками. В этом году аналогичная статья предусматривает уже 13,8. Пока что нет ничего. Тема отдельного разговора — спектр литературы, который попадает в эту, безусловно, важную категорию. Смотря на интереснейший стендик «Книжкового саду», который презентовал печатные достижения программы, можно выделить два основных направления: первый опирается на терпеливые плечи Т. Шевченко, которого эксплуатируют все, кому не лень, выбивая средства, что-то переиздавая, составляя и т.д. —второй базируется на издании дорогой «искусственной» литературы подарочно-имиджевого характера, широкий круг потребителей которой представить себе очень тяжело. Несколько сотен действительно заинтересованных в подобных книгах вряд ли могут претендовать на «социальную значимость». Такие вещи должны быть самоокупающимися, а не просто «подарочными» за государственные средства.
Так стоит или не стоит? Наверное, стоит, хотя бы из тех рассуждений, что здоровые контрасты порождаемы конкуренцией, на пользу всем. Другое дело — каким образом сгоняются участники, получают ли они реально что-то от этого, сколько денег (и чьих) идет на устройство проекта. Потрепанные разговоры о «некомерционности, а духовности мероприятия» похожи на элементарное очковтирательство. Пока мы говорим о духовности, баланс наших кошельков упорядочивают другие. Часть полученных дивидендов сразу же вкладывается в корректирование нашей «духовности» — чтобы она была более благоприятной для дальнейших манипулирований большими и бессодержательными понятиями. Замкнутый круг. Возможно, стоит прекратить любоваться чужими воздушными шариками и начать продавать свои?
Выпуск газеты №:
№100, (2002)Section
Культура