Чехов и куклы
Продается вишневый сад. Торг уместен (о театральной премьере в Харькове)Есть какая-то важная закономерность в том, что актеры современного театра кукол (харьковского в том числе) все чаще выходят из-за ширмы и вступают в диалог со взрослым зрителем, как это было принято только в драматическом театре. И разговор идет серьезный, предметом которого служат пьесы Шекспира, Гоголя, Булгакова, Платонова, Оруэлла, Цветаевой, Чехова. Ныне речь и пойдет о премьере «Вишневого сада».
В Харьковском театре кукол им. В.Афанасьева Чехова и раньше ставили — несколько инсценировок показывали за один вечер. Как бы из того ажурного, черно-белого спектакля, сыграв сонату ускользающего времени: ‘’Дама с собачкой’’, ‘’Черный монах’’, ‘’Скрипка Ротшильда’’ пришли герои, которые, благодаря актерам, «переросли» масштабы камерной драмы. И Театра кукол, тем более. Причем, коль написал Антон Павлович в подзаголовке, что «Вишневый сад» это комедия, так и поставили как комедию. С самого начала подхватили интонацию Чехова — посмеиваясь, не ехидно, будто шутя, обвиняют друг друга в несуществующих и явных грехах. И через эти сетования в их жизни обнаруживается такая драма, что комок подступает к горлу. Смех сквозь слезы, тайная мечта о счастье, которого, кажется, никому в этой пьесе (и спектакле) не видать. И как дальше жить — тоже не понятно. Кому то — может и в Париж, а кому то в провинции и дальше грязь месить.
Постановщик Оксана Дмитриева чудесным способом выстраивает режиссуру интонационно, в согласии с тонкостями чеховского подтекста. И все актеры подчинены этой неспешной и тонкой словесной вязи, которая рано или поздно нащупывает болевые точки современности.
Сколько уже было «Вишневых садов» с выразительной декламацией текста, но без цементирующей идеи, с хорошими актерами, но не могущими задеть зрителя за живое? А тут — раскрывай театральную программку и восхищайся практически каждым. Вне конкуренции Татьяна Тумасьянц — Раневская, Вячеслав Гиндин — Гаев, Александр Маркин — Лопахин, Геннадий Гуриненко — Епиходов, Алексей Рубинский — Фирс. Органичны в спектакле и дебютанты — Александра Медведева, Сергей Полтавский, Даниил Литвинов. Создан стилистически цельный, тонкий и умный спектакль, где есть место пародии, шаржу, но преобладает лирика душевных переживаний.
Режиссер О.Дмитриева в постоянном творческом тандеме с художником Натальей Денисовой уже не первый раз объединяют в спектакле микрокосмос души и макрокосмос жестких социальных катаклизмов. Иногда их трудно различить. На сцене создан подвижный «макет» жизни, которую герои пытаются преобразовать в своем, «кукольном» варианте. Но ничего не получается. Возможно, потому и звучат как откровение со сцены чеховские слова, которые хоть раз в жизни прочувствовал на себе каждый зритель: «Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь»...
Выпуск газеты №:
№81-82, (2016)Section
Культура