Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Человек и бренд

Известный актер Николай Рушковский открыл 65-й сезон в Национальном театре им. Леси Украинки!
10 октября, 16:24
СЛЕДУЮЩИЙ ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ «КАК-ТО ОНО БУДЕТ...» («ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ НИКОЛАЯ РУШКОВСКОГО») СОСТОИТСЯ 15 ОКТЯБРЯ В ДОМЕ ХУДОЖНИКА / ФОТО АЛЕКСАНДРА ЩЕРБАКА

Считается, что в статье не должно быть двух информационных поводов. Один предмет — одна статья. Но что поделаешь, когда эти «предметы» настолько соединены, что представляют собой словно рассвет — и закат солнца, молодость — и мудрость, а вместе — преемственность, перспективу, постоянное обновление. Короче говоря — жизнь.

...Свой 65-й сезон на сцене единственного, родного для себя Национального  театра русской драмы им. Леси Украинки открыл Николай Николаевич Рушковский — народный артист, профессор, педагог Национального университета им. И.К. Карпенко-Карого, а также «отец-основатель» четырех (!) театров в Киеве.

УЧЕНИКИ «НИК НИКА»

Свой первый сезон — в помещении Отдела искусств Публичной библиотеки им. Леси Украинки на ул. Большой Житомирской в Киеве  открыла «Театральная мастерская Николая Рушковского», новый театр на карте Киева, созданный выпускниками легендарного русского курса Национального университета им. И.К. Карпенко-Карого. Для Николая Николаевича это уже 13-й выпуск, что является абсолютным рекордом на отечественных педагогических поприщах!

...Рушковський, он же Ник Ник, он же Шеф — уникальная персона нашего театрального ландшафта.

Носитель традиций — ведь когда он после Второй мировой войны выпускался из школы-студии МХАТ, пердседателем экзаменационной комиссии была сама Ольга Леонардовна Книпер-Чехова!

Пример неисчерпаемого интереса к жизни, профессии, людям. Казалось бы, за 65 лет на сцене и более 50 в педагогике ему должны были порядком поднадоесть студенты-бездельники, партнеры-эгоисты, коллеги-завистники, режиссеры-гении, «датские» спектакли, ходульные роли... Но — нет: как и раньше, Рушковский готов репетировать и репетировать, готов делиться с очередными юными балбесами всем, что знает и умеет. А на сцене — даже в самый драматичный момент — ни на миллиметр не выходя из собственной роли, поглядывает в сторону молодой партнерши, своей вчерашней студентки: справится ли? не нужна ли помощь? не время ли подставить плечо — надежное, как и 20, и 30, и 40, и 50 лет назад?

Наконец, символ правильного отношения к себе и своему актерскому «инструменту» — собственному организму. Пока многие актеры ежедневно с большим энтузиазмом убивали (и продолжают убивать) себя всеми возможными средствами, Н.Н.Рушковский, наоборот, за собой бережно следил. В результате и «порода», и осанка, и галантность в нем — неизменны и поражающие.

С легкой руки Николая Николаевича Киев обогатился довольно большим количеством театров. Сначала — на рубеже 1980—1990-х, во времена «фестивального бума», когда Рушковский занимался молодежной политикой и студийным движением в Союзе театральных деятелей, а затем возглавлял ее Киевское отделение. Потом — в 2000-м, когда его очередной выпуск становился популярным в ныне «Новом драматическом театре» на Печерске (под руководством его же ученика Александра Крижановского). И вот — теперь.


ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

Игорь Славинский, София Письман, Сергей Сипливый, Наталья Кудрявцева, Екатерина Тижнова. Это — педагоги мастерской Рушковского, имеющие непосредственное отношение к рождению нового театра. Его дипломные спектакли — «Антигона» Жана Ануйя, «Чудики» по рассказам Василия Шукшина, «По улице моей...» и другие — два года странствовали по разным площадкам, пока не поселились на своей. Оборудованной собственноручно (и обустройство еще продолжается) — на скромные заработки и выручку от недорогих билетов. И вообще здесь все — на полном энтузиазме. По принципу: нужно самим начать что-то делать — а не ныть по поводу отсутствия денег и перспектив.

Первый сезон открыли, как и положено, премьерой — «Как-то оно будет...» ( на фото) по произведениям Остапа Вишни (постановка Игоря Славинского). И хочется думать, что это не просто дань времени и процессу «новой украинизации», а искренний сознательный шаг. По крайней мере, и украинский язык, и национальный характер, воплощенные бывшим «русским курсом», вполне органичны и естественны.

В целом, этот спектакль — из разряда тех, которые будут кормить театр десятилетиями. Потому что — «школьная программа». Но это не пожухлые страницы хрестоматии, а живые чувства и универсальная игровая форма («фишка» И.Славинского как режиссера — умение «драматизировать» любой прозаический или поэтический текст, перевести его на язык сцены, «подзвучить» песнями и музыкой, разыграть этюдным способом). И немного пафоса — куда же без него? В финале «Весна» Олега Скрипки поется а капелла — и превращается в молитву? псалом? По крайней мере, то, что у Остапа Вишни скрыто под игриво-иронической оберткой, здесь в итоге становится чуть ли не сакральным.

«ЗНАК КАЧЕСТВА»

...А Николай Николаевич сидит после премьеры на столе, болтая ногами, купается во всеобщей любви и переживает за всевозможные бытовые пустяки.

... Сейчас мы живем в других ритмах, среди других приоритетов, в другой системе общественного «кровообращения». Одна-единственная запись в трудовой книжке (до сих пор неизменный рудимент «совка»...), этот советский фетиш сегодня является, скорее, негативной характеристикой. Но когда видишь, как неторопливо Н.Рушковский переходит Крещатик (совсем недавно здесь обновили верхний переход, как во времена его молодости), идя на работу, — всегда становится тепло на душе.

А его имя в качестве названия для нового театра — это твердый «знак качества». Однако — и аванс, который нужно отрабатывать. Ежедневно. Долгие годы. Всю жизнь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать