Чем занят ум?
Новый спектакль франковцев «Ричард ІІІ» как история самовозвышения и самоуничтожения«Свой жизненный опыт мы обретаем в условиях катастроф», — говорил Б.Брехт. Катастрофы любовные, деловые, семейные, финансовые, государственные должны нас научить познавать в истории не только движение, но и постоянство. Война не бывает постоянной. Поэтому тот, кто находится в состоянии войны, прежде всего, должен осознать, определиться, сформулировать, какого именно мира он хочет, чем ради него готов пожертвовать.
Не только и не столько о войне и мире новый спектакль франковцев «Ричард ІІІ», поставленный известным режиссером А. Варсимашвили. Но сходство новейших событий в истории Грузии и Украины почему-то сконцентрировало мысль именно на этих проблемах и, в который раз, удивило способностью писать пророчески «потрясающего копьем» — так с английского переводится фамилия Шекспир. Пьесой, о которой идет речь, осмысливали катастрофы различного типа. Актер М. Ульянов в пик советского застоя играл об азарте принуждения, о волшебстве насилия. В недавней премьере К.Райкин акцентирует физическую ловкость калеки с бездушной душой, которому уютно исключительно в слишком большом для него царском кресле. С.Михоелс видел начало спектакля с игры тени от горба Ричарда, которая закрывала собой солнце. С аналогичной мизансцены начинается декодирование акцентированных постановщиком спектакля важностей.
История на самом деле очень проста. Физическое уродство героя с первых сцен сигнализирует об инакости внутренней, бесчеловечность, которой будет раскрываться до самого финала. А бугорок так себе — ну где-то оступился человек, что-то украл, отсидел, стал царем. Сначала уничтожал конкурентов, потом соратников, потом начал отжимать бизнес у умелых, подгребать все под себя и свою семью. В конце убежал, присвоив сомасштабное бюджету всей страны, не так уж и много отдавши за коня, точнее — за стальную птицу. История самовозвышения и самоуничтожения.
В первом акте температура эмоций предельно высока. Насилие, беззаконие поражают и жертв, и свидетелей. Жестокий карнавал смерти еще воспринимается индивидуально. Во втором акте количество жертв перерастает в простую статистику. А дальше возникает вопрос о взаимопонимании каждого со своим безумием, когда мозг жизни молчит, а низ жизни провоцирует всех стать горбатыми. «Терпи мой гнев, нетерпеливый!». «Кто жил в позоре — в позоре и умрет».
В спектакле занят звездный состав Национального академического драматического театра им. И. Франко. И в первом действии спектакля с грузинским темпераментом, и во втором — с украинской проникновенностю каждый доказывает свою уникальность, талантливость и способность работать в ансамбле ради общего результата.
«Лицо мы видим, а не души» — тема Ричарда Богдана Бенюка. Этим же волнением наполнены созданные им образы брокера, конвертировавшего себя в директора завода в спектакле «Квітка-Будяк», мягкого диктатора-режиссера в «Інтоксикації театром». Эти герои искренни во всем. И этим опасны. «Я черта здесь играю и ангела для всех», — вампирно улыбается Ричард Бенюка и тут же за сочувствием обращается в зал — «Бедная наша страна!». Какая-то часть зала отвечает аплодисментами понимания, которые быстро утихают от осознания провокационности призыва тирана. Рецепт: «Совесть — стыдливый, краснеющий бес, который бунтует в человеческой груди и мешает во всех делах», — зритель провожает глубоким молчанием охваченного пессимизмом мозга.
Сценограф М.Шевелидзе помещает действие в средневековый город-крепость с остроконечными башнями, мощной стеной и незыблемым равнодушием общества успешных и высокочтимых импотентов. Веселый танец белых флагов обозначает праздник капитуляции человечности. В «Короле Лире» Глостер начинает по-настоящему видеть реальность, потеряв глаза. То же происходит с населением оазиса покоя, гарантированного унижением. Только смерть заставляет его осознать низость своей жизни.
И снова подумалось, к какому же миру стремимся мы? Р.Грин в книге «48 законов власти» под № 2 приводит Закон: «Не доверяй друзьям безгранично, умей использовать врагов». Под № 13 «Если просишь за помощью, взывай к собственной выгоде людей и никогда к их великодушию». И без номера «Побеждая, знай, когда остановиться».
Игровая и многозначительная сценография вызвала еще одну ассоциацию — с романом «Теллурия» В. Сорокина, который живописует Европу и Россию второй половины XXI века состоящими из мелких княжеств, ханств, республик, королевств, населенных псоголовыми и кентаврами, лилипутами и великанами, крестоносцами и православными коммунистами.
На самом деле спектакль франковцев вполне в мировой повестке дня — в геополитических трансформациях мы готовы раствориться, присоединиться, отделиться? В чем? На сколько? И в каких именно вопросах мы готовы стать частью новой всемирной нации? Нации не по составу крови. Нации по уровню культуры, интеллекта, терпимости, гуманизма...
Сегодня искусство и особенно искусство театра становится чрезвычайно важным еще и тем, о чем оно прямо не говорит. Так и франковский «Ричард ІІІ» важен созвучием актуальностям нашей жизни, талантливостью культурного осмысления всех ее поражений и побед. Говорили древние «Победа свидетельствует о том, на что человек способен, а поражение — то, чего он стоит».
Безусловно, те, кто придут на спектакль, порадуются успехам любимых артистов, насладятся признанным во всем мире грузинским стилем прочтения Шекспира, богатой фантазией постановщика, совершенством сценографа в создании биографии образов. Но самым дорогим станет тот интеллектуальный диалог, который спектаклем начнется и однозначно ним не ограничится.
Выпуск газеты №:
№81-82, (2016)Section
Культура