Перейти к основному содержанию

Чешская графика всегда сохраняла зону свободы

06 мая, 00:00

Искусство графики на протяжении столетий было одним из ведущих в развитии художественной культуры Чехии. История гравюры здесь восходит к началу XV века, когда созданию ксилографических оттисков способствовало изготовление в Европе дешевой бумаги вместо дорогого пергамента. Первые ксилографические оттиски лубочных икон и игральных карт постепенно становятся самоценным искусством, создаваемым для папок-альбомов, а после 1450 года, когда было освоено книгопечатание подвижными буквами, гравюра входит в книжный ансамбль.

Творчество выдающегося художника эпохи барокко Вацлава Голлара стало непреходящим критерием высокого мастерства для всех последующих поколений чешских графиков. Имя «Голлар» приняла в 1917 году ассоциация художников-графиков, издававшая специальный журнал под этим названием, где помещались статьи и об украинских графиках 1920-х годов.

В начале ХХ века чешская графика, как и в целом европейская, пережила свой Ренессанс, вылившийся в самосознание графики как особого вида искусства, в возрождение художественного образа книги, в открытие в 1912 году графической мастерской в стенах Пражской академии художеств.

Имена Альфонса Мухи и Франтишека Купки вошли в историю мирового искусства, а творчество целой плеяды чешских художников 1910 — 1920-х годов вписало новые страницы в историю кубизма и экспрессионизма. В начале 1930-х годов сюрреалисты Карел Тайде, Йозеф Шима, Индржих Штырский, Тоейн (Мария Черминова) работали в тесном контакте с Андре Бретоном, а Зденек Скленаж дружил с Джоржо де Кирико, Хоаном Миро, Полем Клее, Максом Эрнстом.

В послевоенном Париже в 1946 году открытие выставки молодой чешской графики происходило при участии Луи Арагона и Фернана Леже. В этот период сформировалась сюрреалистическая группа «РА». Но все же доминирующим в чешской графике пятидесятых годов был реализм, и только в конце десятилетия зародилось течение лирической абстракции.

Шестидесятые годы отмечены смелыми новациями в художественных средствах выражения, например, появлением «эксплозионализма» (explosion — взрыв, вспышка) — аутентичного чешского варианта нефигуративизма в графическом искусстве, а также геометрических абстракций поп-арт. В этот период ярко проявили себя такие художники, как Ярослав Кралик, Карел Висушил, Ярослав Шерих, Павел Сукдолак, Ярослав Кайзер, работы которых представлены на выставке.

В начале 1970-х годов пышный и многоликий расцвет искусства попал под «колесо истории», под пресс политики «нормализации», наступившей после Пражской весны 1968 года. Была реабилитирована модель соцреализма. Однако сложилась парадоксальная ситуация. Давление официальной цензуры приходилось в основном на монументальную живопись и скульптуру, а графика, как более камерное по звучанию искусство, сохранила зону свободы. Именно она притягивала внимание ценителей искусства.

С середины 1970-х годов чешская графика вновь становится ярким и самобытным явлением в европейской художественной жизни. Графические работы приобретаются для украшения интерьеров, эстампы увеличиваются в своих размерах, совершенствуется их качество, цвет нередко становится активной доминантой.

Киевскому зрителю, сформировавшему представление о чешской графике 1960 — 1980-х годов преимущественно по альбомам и каталогам, впервые предоставляется возможность познакомиться de visu с объемной коллекцией произведений современных ведущих мастеров. Выставка открывается сегодня в «Украинском доме» и будет экспонироваться до 14 мая.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать