Что такое фолк-реконструкция?
В Киеве состоялась Школа традиционной музыки
Напомню, в конце 1970-х группа исследователей и исполнителей украинского фольклора начала воспроизводить традиционную музыку в архаичной манере (как поют бабушки в селе). Подобная реконструкция предусматривала экспедиции в разные регионы Украины, прежде всего на Центральное и Левобережное Полесье, где и осуществлялись записи песен от носителей традиции. Так, по инициативе Евгения Ефремова, сейчас профессора Национальной музыкальной академии Украины, возник фольк-ансамбль «Древо». Позже появились фольклорные группы «Володар», «Гуртоправці», «Божичі», «Гуляйгород» и другие. Таким образом, движение аутентичного воссоздания традиционной музыки стало самостоятельной субкультурой.
Сегодня выросло несколько поколений среди тех, кто профессионально занимается фольклором, практикует те или иные формы его популяризации в современной культуре (концерты, мастерс-классы, фестивали) или просто готов «подключиться» к традиции. Последних, судя по числу желающих принять участие в Школе традиционной музыки, которая на днях прошла в столичном Музее Ивана Гончара, становится все больше.
Школа традиционной музыки — это инициатива культурно-творческого проекта «Рись» (прежде всего Екатерины Капры и Андрея Левченко). Впервые такие учения в Киеве состоялись в прошлом году в рамках форума «Етносвіт». В этом году расширилась география участников: слушателями стала молодежь из разных польских (Варшава, Краков, Белосток) и украинских городов (Львов, Киев, Сумы, Харьков, Хмельницкий), а также из Беларуси. Особенно большим был конкурс в певческие группы — более 50 анкет! Преподавателями школы по пению стали Евгений Ефремов (традиция Полесья) и Сусанна Карпенко (традиция Полтавщины), участница групп «Древо», «Божичі», «Володар», а по инструментальной музыке — Михал Мазяж, польский скрипач, участник капеллы Tegie Chlopy.
Подобный формат комплексного обучения (кроме мастер-классов, участники прослушали лекции, приняли участие в вечеринках по традиционным танцам) для Украины новый. По словам организаторов, они ориентировались на опыт польских коллег. Интересно, однако, что польские соседи в свое время ориентировались на нас — в плане методики профессионального изучения и аутентичного воссоздания традиционной музыки, в частности неоднократно приглашали в Польшу Е. Ефремова с мастер-классами или приезжали к нему учиться в Украину.
— Вообще от школы очень позитивное впечатление, — говорит Евгений ЕФРЕМОВ, основатель ансамбля «Древо». — В широком смысле цель у всех общая: попеть, услышать новую методику, раскрыть возможности своего голоса. С одной стороны, люди восприняли, пропустили через себя то, чему я учил. С другой — слушатели просто узнали новый способ звукоизвлечения, новые тембры и новый материал. В дальнейшем они смогут использовать те или другие приемы.
Как правило, на такие мастер-классы приходят люди, которые хотят научиться владеть голосом, в данном случае — фольклорным пением. Поэтому моей задачей было обучить вокальной технике, принципам дыхания в рамках соответствующей традиции, — подчеркнула Сусанна КАРПЕНКО, соруководитель ансамбля «Божичі». — Это очень интересный процесс, потому что человек, получая новую информацию, начинает анализировать, разбирать свой вокальный аппарат. Мы добились легкого, объемного, долговременного звучания, чего и требует полтавская традиция».
— Для меня это очень важный опыт, потому что я сама являюсь руководителем ансамбля в Белостоке — говорит Оля ИВАНЮК, участница мастер-классов, руководитель ансамбля «Добрина» (Польша). — Мы поем традиционные песни как Полесья, так и Подляшья. Самое главное, что я вынесла из этих занятий — дыхание. Второе — вывод, что не все в нашем коллективе могут быть солистами. Также для меня важен акцент в исполнении украинских песен и, конечно, их характер. Полесские песни очень непростые, имеют специфическую манеру, требующую «тонкого» звука. Все это я хочу передать своим коллегам.
— Я уже довольно давно занимаюсь исполнением народных песен, хотя не считаю себя профессиональной певицей, — призналась Светлана ЧАКУШКА, участница мастер-классов (Беларусь). — Мне не хватало теоретических знаний, до которых доходила интуитивно. Сейчас я получила полезный опыт в плане исполнительского мастерства, технических моментов, постановки дыхания, особенностей традиции, отличий одной традиции (полесской) от другой (полтавской). Кроме того, это дружеская атмосфера, новые знакомства, контакты. Хотела бы организовать подобную школу в Беларуси.
Выпуск газеты №:
№76, (2016)Section
Культура