Что жюри – хорошо, зрителю – не по вкусу
Шестой Одесский международный кинофестиваль назвал победителей![](/sites/default/files/main/articles/20072015/odessa1.jpg)
О вкусах спорят, как оказалось. Эмоционально, агрессивно, заменяя пространные аргументы лаконичным матом («обсценной лексикой» язык не повернулся сказать, слишком дипломатично звучит). Честно говоря, давно не помню такого несогласия журналистов и критиков с некоторыми решениями авторитетного жюри. «Песнь песней» Евы Нейман по мотивам романа Шолом Алейхема была представлена сразу в двух номинациях. И режиссер увезла в Берлин, где она сейчас живет, две статуэтки «Золотого Дюка»: за «Лучший фильм» в международном конкурсе и за «Лучший украинский полнометражный фильм» в национальной конкурсной программе.
Наверняка, у красивой, декоративной, холодной, не смешной и не грустной (что уже, на мой взгляд, не рифмуется с еврейским слогом) ленты есть свои поклонники. Среди моих коллег их не оказалось. Как позднее выяснилось, и среди членов жюри не наблюдалось единогласия. Судьи международного конкурса, например, шесть часов не могли вынести окончательное решение. И здесь их можно понять, ведь выбирать победителя приходилось среди очень сильных работ. «Ангелы революции» титулованного режиссера Андрея Федорченко (Россия) – документальная сказка о Казымском восстании хантов и ненцев в 1934-м году, причудливо сотканная из фольклорной народной культуры и футуристических утопий советского авангарда. «Зенит» хорвата Далибора Матанича, снятый в ко-продукции со Словенией и Сербией, - три истории любви, случившиеся в разные десятилетия в двух враждующих балканских селах. Три драмы, рассказанные искренне и без затей, без формалистических «костылей», что, как мне кажется, есть признак настоящего профессионализма. «Мустанг» — пронзительное высказывание дебютантки из Турции Дениз Гамзе Эргювен о том, каково быть женщиной в мусульманской стране. И так далее…
Действительно, понять метания международного жюри можно. Принять его окончательный вердикт сложно. Об этом уже сегодня дебатируют в соцсетях, наверняка будет немало споров в прессе. Из достоверных источников стало известно, что один из горячих членов жюри даже не хотел выходить на сцену в знак несогласия с решением коллег. Вышел. Правда вручал вспомогательную награду картине, которая была его личным фаворитом.
Национальная конкурсная программа полнометражных фильмов в нынешнем году также к общей радости была достаточно сильной. «Диббук» Кшиштофа Копчински – история непростых отношений хасидов, которые ежегодно приезжают из 70 стран мира на могилу святого лидера брацлавского хасидизма Ребе Нахмана в украинскую Умань, с местными жителями. Третья точка зрения на ситуацию – режиссера-поляка. Это взгляд со стороны, достаточно отстраненный и независимый от чьего-либо мнения, что делает картину неожиданной и полемичной. «Жива ватра» - живописный киноочерк о жизни пастухов в украинских Карпатах. Глубокое и философское высказывание режиссера Остапа Костюка. Филигранная работа «Вагрич и черный квадрат» Андрея Загданского – фильм о художнике Вагриче Бахчаняне. О его жизни и судьбе - в СССР и в эмиграции. О его свободе. О «Черном квадрате» Малевича. И «черном квадрате» Бахчаняна.
Приз в номинации, однако, достался, как я уже сказала, вторичной, не затрагивающей ни один из органов чувств, ленте «Песнь песней». Остается думать, что жюри видней – оно умней…
У зрителей, впрочем, оказалось совсем иное мнение (Гран-при ОМКФ присуждается по результатам зрительского голосования), и обладателем главной награды фестиваля стала турецкая картина «Мустанг». Овации зала подтвердили – справедливо! Я не хлопала, поскольку фильм посмотреть не удалось, и потому мне было искренне жаль, что не повезло хорватскому «Зениту», который мне очень понравился, проигравшему лидеру всего несколько баллов.
Почетную статуэтку «Золотого Дюка» получил и американский режиссер Дарен Аронофски («Пи», «Реквием по мечте», «Черный лебедь»). Принимая награду, живой и стильный Аронофски, выглядящий гораздо моложе своих 46 лет, сказал: «Теперь, когда я получил приз за вклад в киноискусство, уйду на пенсию, перееду в Одессу, куплю дом на пляже и буду устраивать вечеринки следующие 40 лет. У вас прекрасная страна и город, и я счастлив, что у меня есть украинские корни».
Автор
Ирина ГордейчукSection
Культура