Наши родители были на полуслове оборванным поколениям. Весь этот ком несказанного и навранного сверху, накопившись за века, теперь криком кричит. Стране нужны писатели для психологической санации.
Оксана Забужко, украинская писательница, поэтесса, эссеистика

Дама с претензиями

23 ноября, 1999 - 00:00

Выставка, экспонирующаяся в трех залах Национального художественного музея и в двух залах Центра современного искусства «Совиарт», представляет проект «Украинская графика ХХ века». Он является частью большого проекта «Искусство Украины ХХ века», каталог которого, вышедший в мае 1997 года, уже хорошо известен. Раздел графики в каталоге составили 60 произведений, на выставке же экспонируется 300 работ.

В экспозиции представлена графика, которая преимущественно хранилась в папках фондов Национального художественного музея и Музея книги и книгопечатания Украины. Графика — «дама с претензиями», ее выход к зрителю должен быть оформленным — в рамы, стекла, витрины, что и забрало немало сил у организаторов выставки. Представлены здесь и работы из частных коллекций: Дмитрия Горбачева, Михаила Грузова, Петра Нестеренко (Киев), Христины Звиринской, Надежды Слипченко (Львов), Надежды Косаревой (Харьков). Более 140 работ поступило из авторских коллекций художников Киева, Львова, Одессы, Харькова, Полтавы, Ужгорода.

Все произведения датированы точно — от 1900 до 1999 года, однако мы не беремся утверждать, что это единственно возможное и окончательное изложение истории украинской графики ХХ века. Из доступного для экспонирования отбиралось, конечно же, лучшее из лучшего. Выставка стала прекрасным поводом для размышлений о том, как вещи происходят, как они сосуществуют в едином времени. Здесь представлены произведения, созданные в Украине и в диаспоре, — и те, что были признаны еще при жизни авторов, и те, которые хранились в спецфондах, а многие из работ впервые попали в выставочное пространство. Однако сейчас все они существуют в равных условиях — перед зрителем.

«Искусством белого листа» называют графику. Стремительный набросок карандашом, прозрачная акварель, экспрессивная пастель, яркая гуашь, линогравюра, ксилография, литография, офорт — и так далее, так далее... Неповторимая и тиражированная, станковая и книжная — кажется, графика бесконечна в метаморфозах, однако всегда хрупкая, изысканная, под стать белой бумаге, с которой она ведет диалог, благодаря которой существует как таковая.

«Графика — это аристократизм искусства», — сказал еще в начале века Сергей Маковский. И на протяжении всего ХХ столетия, мы это уже видим, в царстве графики оставили свой след не только специалисты-графики, но и живописцы, архитекторы, скульпторы, художники театра. Именно графика нередко становилась той лабораторией, в которой рождался новый пластический язык.

Выставка отмечает живое движение искусства от модерна — в начале века до постмодернизма — в его конце. Это движение протекает не только через «измы» — художественные течения и направления, но через судьбы земли, страны, людей, впитывает в себя аромат прошедших десятилетий. На фоне века особенно рельефно проступают отдельные личности художников, которые, по сути, и являются живой связью времен. Через них духовные ценности культуры реализуют себя в белом пространстве бумажного листа.

Ольга ЛАГУТЕНКО, куратор выставки, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ