Дело мастера Монка
Его аскетичный, лишенный внешних эффектов исполнительский стиль сравнивают с писательским стилем Хемингуэя. Его музыке присущ гротеск и алогизм сродни обэриутовским. Его пьесы окружает аура мистики и тайны. Памяти Телониуса Монка, великого негритянского джазового пианиста, одного из основателей стиля «би-боп», с которого, собственно, и начался современный джаз, был посвящен концерт, состоявшийся в столичной филармонии в день его рождения, 27 февраля. Это беспрецедентное событие, едва не начавшись скандалом, завершилось триумфом. И у этого триумфа есть свое имя. Точнее, имена: квартет Юрия Шепеты — Юрий Шепета (фортепиано), Виталий Иванов (альт-саксофон), Максим Гладецкий (контрабас), Сергей Табунщик (ударные), а также ведущий концерта — Алексей Коган, один из лучших в Украине знатоков джазовой музыки. Получасовое ожидание в фойе, связанное со внезапно «сгоревшей» за несколько минут до концерта усилительной аппаратурой, привело почтенную публику в состояние нервного недоумения... Стоит ли говорить о том, как расстроились музыканты.
Приветствуя слушателей, Алексей Коган сказал, что концерт прозвучит в традициях клубного джаза, когда звуковую картинку создает не звукорежиссер, а естественная акустика помещения. Как во времена Телониуса Монка. Однако «клубный» звук сочетался на этом концерте с очень высоким, «филармоническим» качеством музыки. Пожалуй, со времен «великих гастрольных перемещений», когда в Киеве частыми гостями были Тарасов и Чекасин, Левиновский и Резицкий, Козлов и Альперин, такого уровня джаз не звучал на столичных площадках. А еще можно вспомнить о проекте знаменитого продюсера Нормана Гранца «Джаз в филармонии», который вывел лучших джазовых музыкантов из клубов на сцены концертных залов мира.
Четверо молодых музыкантов в этот вечер показали программу, совершенно свободную от затертых джазовых штампов. Часто джазмены так увлекаются музыкальными высказываниями на тему «какие мы крутые парни», что забывают, ради чего собственно играют. Квартет Юрия Шепеты отличается тем, что в нем все работают на общую цель. Поражает ощущение того, насколько осознанно музыканты проживают каждую композицию. Очень редкая черта: в их импровизациях исключительно важны и эффектны не только сыгранные звуки, но и паузы между ними, когда ощущаешь, что музыкант думает, как и что сказать в следующей фразе, взвешивая каждое свое «слово». У каждого музыканта в квартете своя роль. Юрий Шепета — гармоническая и организационная основа. Было ощущение, что он испытывает почти физическое наслаждение, играя на прекрасном филармоническом рояле «Steinway». В его игре нет никакого стремления блеснуть «на общем фоне», напротив, он все строит так, чтобы в первую очередь дать возможность высказаться своим партнерам по ансамблю. Кажется, в квартете вообще не существует деления на солирующие и аккомпанирующие инструменты, музыканты поддерживают и, что тоже редкость, очень внимательно слушают друг друга. Очень органично и ансамблево звучит альт Виталия Иванова. Он сумел избежать слабости, которой подвержены многие современные саксофонисты, забывающие в иезуитском обыгрывании альтерированных нон и терцдецим о главном — самой музыке. Его немногословная каденция к «Round Midnight» — образец точного стиля и замечательного по качеству звука. Слушая контрабасиста Максима Гладецкого, я вспомнил знаменитого московского музыканта Виктора Двоскина — та же «гитарная» беглость и техничность в соло, та же глубина и элегантность звука в аккомпанементе, то же изящество нюансировки. Но при этом — абсолютно свой неповторимый стиль. Ударник Сергей Табунщик — не просто ритмическая основа ансамбля, он равноправный участник всего действа, мастерски находящий для каждой пьесы свои неповторимые детали. Например, не только ритмическое, но и интонационное обыгрывание триольного хода в пьесе «Trinkle, Twinkle». Так что мнение Алексея Когана о квартете Шепеты как о «настоящих героях и триумфаторах» не кажется преувеличенным. Что ж, будем ждать новых триумфов: в апреле музыканты готовятся выпустить программу, посвященную одному из корифеев джаза 60—70-х — пианисту Биллу Эвансу.
Выпуск газеты №:
№39, (1999)Section
Культура