День рождения... спектакля
23 декабря франковцы отметят юбилей — 17-летие того, как легендарная постановка «Тевье-Тевеля» по Шолом-Алейхему появилась в афише театра![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20061221/4225-19-1.jpg)
Главную роль Тевье-молочника на протяжении всех этих лет исполняет знаменитый актер Театра им. И.Фран ко Богдан Ступка, и всегда спектакль проходит на аншлагах. Его видели не только украинские зрители, но и публика из Америки, Беларуси, Германии, Польши и России. Написаны тысячи одобрительных рецензий о феномене постановки Сергея Данченко, о философской глубине сценографии Даниила Лидера, о фантастической игре Богдана Ступки. По словам критика Ростислава Коломийца, этот спектакль обращается к нашей доброте, к сочувствию каждому человеку — маленькому или большому, бедному или богатому, мудрому или простодушному: потому что все мы под Богом ходим, нуждаемся в любви. Во франковской версии романа Шолом-Алейхема, поставленной по пьесе Григория Горина, сопоставлены макро- и микромиры человеческого бытия: земля, где живут герои (сценограф Д. Лидер соединил ее с космосом — Млечным Путем неба), а Тевье (Богдан Ступка), решающий свои хозяйственные дела, находится в постоянном диалоге с Богом... У зрителей спектакля такое впечатление, что он — сосед Тевье-Тевеля и хорошо знает этого молочника. Смеется от его остроумных замечаний, соглашается, что этот простой мужчина на самом деле очень мудрый человек. Даже хорошо зная сюжет, а некоторые зрители смотрят спектакль несколько раз, публика реагирует на каждое слово, фразу, сопереживает героям, а в финале даже у мужчин влажные глаза.
— Мечта поставить Шолом-Алейхема у Сергея Владимировича Данченко была давно, но режиссера не удовлетворяли инсценизации «Тевье- молочника», — вспоминает Богдан Сильвестрович Ступка. — И вот в 1989 году Дмитрий Чирипюк, проходивший стажировку у Марка Захарова в «Ленкоме», привез из Москвы пьесу Г. Горина. Наверное, звезды на небе так сложились, что в работе над спектаклем собралась хорошая команда профессионалов: режиссеры — Данченко и Чирипюк, сценограф — Лидер, художник по костюмам — Глейзер, композитор — Глуз, балетмейстер — Каменкович. Для меня труднее всего было найти, как передать характер Тевеля. Роман Шолом-Алейхема я прочитал еще будучи старшеклассником и был поражен. Я даже не думал, что когда-нибудь сыграю роль Тевье на сцене (книгу дал мне почитать мой дядя, певец Львовской оперы Павел Крупник). Стал присматриваться, искать... а потом понял, что мой герой — человек высокой морали. Он заботится о благосостоянии не только своей семьи, а и всех семи колен (отца, деда, прадеда, прапрадеда...), постоянно общается с Богом и в этом находит великую жизненную мудрость. Я считаю, что именно это помогает мне играть роль молочника. Кстати, 23 декабря я выкачу тевельский воз уже в 338 раз.
Роль Тевье — одна из самых лучших и самых любимых Богдана Ступки. За нее после 300 го представления актер получил почетный титул «Живая легенда». Драматург Григорий Горин, когда увидел киевскую версию, сказал, что Ступка — лучший из лучших Тевье-Тевелей, которых ему пришлось видеть на сцене, и Богдан Сильвестрович переиграл таких выдающихся мастеров, как Евгений Леонов и Михаил Ульянов. А внучка Шолом-Алейхема, американская писательница Бел Кауфман после триумфальных гастролей франковцев по городам США, выйдя на сцену нью- йоркского театра «Миллениум», сказала: «Если бы дед видел этот спектакль, он бы почувствовал себя счастливым. Именно таким, каким играет Тевье-Тевеля Богдан Ступка, и был знаменитый герой Шолом- Алейхема».
Выпуск газеты №:
№225, (2006)Section
Культура