Детектив у домашнего очага
На Камерной сцене Театра на Подоле представили драму «Имитация»Этот спектакль создан по мотивам известной повести Ивана Франко «Для домашнего очага». Премьера произвела очень приятное впечатление, хотя, казалось бы, все здесь уж слишком просто, и даже упрощенно — в угоду детективному жанру. Револьвер, что, как известно, должен выстрелить в финале, торчит из чемодана уже в самом начале. С тем револьвером в дальнейшем играются неоднократно, словно в каком-то вестерне.
Символ «домашнего очага» — набор детских кукол — способен вызывать скептическую улыбку у театрального гурмана. И все-таки спектакль берет за живое и заставляет ваше сердце оттаять. Потому что детектив детективом, а в действительности это чистой воды мелодрама — простодушная, наивная и искренняя, старая хорошая мелодрама. А из киевских сцен в последнее время мелодрамы почти совсем исчезли — и вот, оказывается, душа за ними соскучилась.
А еще этот спектакль может похвастаться несколькими хорошими актерскими работами. Неординарный Станислав Мельник в роли полицейского Гирша. Актер не прячет свою юность и мальчишество под гримом — и при этом, на наших глазах, превращается в потустороннее существо, настоящего вурдалака. Его роль отточена с почти эстрадной завершенностью.
Еще одна яркая ипостась дьявольщины — Барон в исполнении Евгения Ковырзанова. Бледное лицо этого персонажа выныривает из темноты — как утопленник, что всплывает из глубины вод. А когда какой-то персонаж этого спектакля позитивный — то он, конечно же, безукоризненный в своей позитивности. Например, Редлих в исполнении Юрия Фелипенко. С наслаждением слушаешь его диалоги с Антосем и ловишь себя на мысли, что давно уже не слышал слова «честь» и «позор», вымолвленных так естественно и ни без всякой двусмысленности, типичной для нашего весьма двусмысленного времени.
Главные герои, Анеля (Екатерина Шенфельд) и Антось (Игорь Николаев) в первой части спектакля несколько сдержаны, словно «недопроявленные» — возможно, это дань детективному жанру, чтобы в финале неожиданно поразить публику. В конечном итоге, это срабатывает. Финальный монолог Екатерины Шенфельд — элегантно мощный, без натиска и нарочитости, но с замечательной внутренней силой. Молчаливый взгляд Игоря Николаева надолго запоминается в сложных крупных планах, почти без слов — например, когда он стоит в пройме дверей и ждет прихода полиции.
Интересно, что Антось-Николаев портретный, как родной брат, похож на режиссера Игоря Матиива. Конечно, это не было специально задумано, а всего лишь субъективное впечатление, но в театре такие впечатления весят много, и та «схожесть» добавляет спектаклю определенный шарм и теплоту «домашнего очага».
Рискнем допустить, что это — наверное, самый целостный из спектаклей, поставленных Игорем Матиивым в стенах Театра на Подоле.
Следующий показ «Имитации» состоится 26 декабря на Камерной сцене (Зал Игоря Славинского).
Выпуск газеты №:
№234, (2020)Section
Культура