«Детей нужно учить добру, человечности, справедливости, ну, и юмору, конечно»
Соавторами писателя Всеволода Нестайко стали 100 воспитанников детдомов
Уже сегодня поклонники творчества 77-летнего украинского детского писателя Всеволода Нестайко могут радоваться. Ведь вскоре в свет выйдет новое издание сказочника — «Новейшие приключения в лесной школе». И все это благодаря киевскому издательству «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», компании «Xerox Украина» и... около тысячи детей из детдомов в возрасте от шести до 11 лет. Дело в том, что именно дети делали к сказкам иллюстрации. Они слушали их в записи, а потом рисовали персонажей, которые им больше всего понравились. «Строгое» жюри отобрало 100 наилучших рисунков, а их авторов обещают вписать в соавторы книги. Интересно и то, что «Новейшие приключения в лесной школе» подарят библиотекам различных детских учреждений, преимущественно детдомам.
«День» решил не ждать выхода книги, а узнать подробности непосредственно у самого Всеволода Зиновьевича. Двери нам открыл дедушка, похожий на доброго волшебника — улыбчивый, веселый и приветливый. А каким еще может быть писатель, который написал «Тореадоры из Васюковки», «Необычные приключения в лесной школе», «В стране солнечных зайчиков» — сказки, на которых выросло не одно поколение читателей.
— Всеволод Зиновьевич, как «родились» необычные приключения в лесной школе?
— Скажу сразу — началась вся эта история в конце 1970-х — начале 1980 годов. Именно тогда написал книгу «Необыкновенные приключения в лесной школе», которая была опубликована в 1981 году, а в 1982-м ее автор, то есть я, получил Республиканскую премию имени Леси Украинки за эту книжку. Книга эта о необычной сказочной музыкальной лесной школе с медвежьим языком преподавания. Директор школы — Бурмило Михайлович Медведь — преподает медвежий язык. Есть там и классная руководительница — Пантера Ягуаровна и другие интересные учителя, как Бегемот Гиппопотамович — учитель сольфеджио. Собственно, вся история начинается с того, что у Бегемота Гиппопотамовича украли золотой тромбон. В этой школе учатся зайчик Кося Ушан и ежик Колька Колючка. Они — наилучшие друзья и именно с ними случаются различные странные приключения.
После того, как вышла книга, была шумиха — начали мне писать письма и просить продолжать писать об этой школе, потому что понравилась она мальчикам и девочкам. Они даже потом писали в письмах, что после прочтения этой книги очень стали уважали своих учителей. Так что книжка сыграла и какую-то педагогическую роль.
— А потом появились новые приключения, а потом новейшие...
— Поскольку Кося Ушан и Колька Колючка оказались очень сообразительными, они решили продолжать свои похождения, и я начал писать другие их приключения и печатал это в журнале «Барвинок». И вот за эти публикации в 1985 году я получил премию имени Александра Копыленко. (Всеволод Зиновьевич отметил, что был знаком с Копыленко, который вместе с Оксаной Иваненко рекомендовали его в Союз писателей Украины, членом которого он стал в 1958 году). Но и на этом они не остановились и заставляли меня писать новые и новые приключения, которые печатались в журнале «Барвинок». Еще тогда вел на радио «Радіобайку Всеволода Нестайка» и в этой передаче я тоже начал читать эти приключения.
Дело в том, что из всех этих рассказов по радио я потом делал сказки — приключения в лесной школе. И все-таки продолжал писать о новых приключениях, которые не вошли в книгу «Новые приключения в лесной школе». Из них и составлена книга, которая выйдет у Ивана Антоновича Малкововича.
— Это была идея «А-БА-БА- ГА-ЛА-МА-ГИ» — издать такую книжечку? Расскажите подробнее о проекте.
– Я честно скажу — не спрашивал, чья это идея. Кажется, это была идея фирмы «КСЕРОКС», но издательство отозвалось. Сейчас они совместно делают эту книгу: все издание подготовит «А-БА- БА-ГА-ЛА-МА-ГА», а напечатает фирма «КСЕРОКС».
– Будет называться «Новейшие приключения в лесной школе». Это те приключения, которые не были напечатаны ни в одном сборнике и ни в одном издании. Малкович обещает, что немного позже все 27 приключений будут оформлены настоящими художниками и это будет уже другое издание. Но это чуть позже. Я не буду об этом говорить, потому что суеверный писатель.
Хотел бы начать с рассказа «Волшебный сон-цветок». Это сказочка о том, как девочку Соню Бебешко стали называть ябедой, что и ежик Коля Колючка колется и зайчик Кося Ушан косо смотрит на нее. Потом ее забрала к себе Баба Яга, которая организовала гимназию «Бабаягазию». Я не буду вам все подробно рассказывать — почитаете. Короче говоря, Баба-Яга потеряла свои чары благодаря сон-цветку, стала обычной бабушкой и очень плакала. И взяли ее в школу учительницей ведьмоведения, ведьмы, они же много ведают, много знают, все понимают. И она стала Бабаней Борисовной.
Есть сказочка о том, как зайчик и ежик хотят создать рок- группу «Заїжаки». Это уже современные мотивы.
— Ваши сказки описывают пусть и необычную, но все-таки школьную жизнь. Откуда такая любовь к учебному заведению, которое дети обычно не очень любят?
— Моя мама была учительницей. Она начала работать по профессии в 1913 году, то есть еще до первой мировой войны. Преподавала русский язык и литературу. Но когда я вырос, она отдала меня в украинскую школу, чтобы я знал язык своего отца, а он у меня был из Галичины. Когда я закончил 4-й класс, началась война, и я остался с мамой на оккупированной территории — в Киеве, и тогда не было никаких школ. Мама обучала и меня, и моего брата по советским учебникам, которые были, организовала подпольную школу. 5 йкласс я прошел у своей родной мамы, и когда закончилась война, я пошел в 6-й класс. А потом с 8-го класса я перескочил в 10 й,потому что уже было потеряно время, год пропал и нужно было как-то это наверстывать. За 9 йкласс я экстерном сдал экзамены, а 10-й класс уже был в вечерней школе. Школу я закончил с серебряной медалью. Была у меня одна четверка по физике. Не любила меня физичка (смеется), но я ее простил, потому что могла поставить и тройку.
— Есть ли в ваших «Необычных лесных приключениях» учительница, списанная с физички?
— Плохих учителей никогда не описывал, а описывал только хороших. Я был очень находчивым, оживленным мальчиком, выскакивал на уроках, а она была не очень молода и не любила шуток.
— Есть ли прототипы у Коси Ушана и Кольки Колючки?
— Солнышки, прототипов нет, потому что это все выдумка. Ну разве что ежи в лесу ползают и зайчики бегают (смеется). Хотя многие школьники пишут мне в письмах и признаются, что есть детки, похожие на Косю Ушана и Кольку Колючку. У них есть очень много хороших черт: они и дружные, и храбрые, и мечтатели, и, что главное, умеют дружить. Вся эта сказочная лесная школа с медвежьим языком преподавания конечно несколько похожа на современную школу и определенные черты перенесены в сказочный мир. И Пантера Ягуаровна, не принимая во внимание своего имени отчества, оченьдобрая классная руководительница. И еще никто из читателей не написал, что обзывает своих учителей Пантерой Ягуаровной.
— Снимались ли мультфильмы на ваши сказки?
— Мультиков не было. Но был фильм «Тореадоры из Васюковки», который получил в 1968 году Гран-при на Международном фестивале телефильмов в Мюнхене. Потом он получил в Австралии, в Александрии, первую премию. Но все это было по первому рассказу, который положил начало всем моим приключениям «Тореадоров из Васюковки», он был напечатан в книге «Натка — космонавтка», где было два рассказа «Приключения в кукурузе» и «Тореадоры из Васюковки». Потом вышли «Приключения Робинзона Кукурудзо». Кстати, меня за эту книгу критиковали, потому что в ней я описал своих друзей-писателей. Они писали рецензии, например «Робинзон с тряпкой». Но, на мой взгляд, там не было на что обижаться. Почему с тряпкой? Потому что в книге описан дед Рень, перевязывавший один глаз именно тряпкой. А это, между прочим, было все из жизни. Во время охоты с друзьями мы собственно и встретили Яву Реня. Как видите, у моего сказочного героя в жизни есть прототип. Этот мальчик нам рассказывал о своем деде Вараве, в честь которого назвали лесное озеро Реневое.
Короче говоря, знаменитый был дед в селе. И вот именно он перевязывал глаз тряпкой, когда стрелял, потому что он мог закрывать лишь два глаза одновременно. При чем, после того, как я написал это, мне знакомый врач сказал, что на самом деле есть такая болезнь.
— В ваших сказках можно встретить много вами написанных стихотворений. Почему мир до сих пор еще не увидел ваш поэтический сборник?
— Солнышко, я только сейчас написал стихотворную пьесу по мотивам сказки «Лиса и журавль», которая называется «Пьеса-фантазия по мотивам известной сказки». Но я не лирик, чтобы писать отдельно стихотворения. Я даже своей жене лирических стихотворений не писал, хотя нужно было. Я пишу только стихотворения и различные песенки для своих сказок. И сейчас я начал писать стихотворную пьесу, но не расскажу, потому что текст еще не закончен.
— Всеволод Зиновьевич, что вас вдохновляет сколько лет фантазировать, писать так интересно и доступно для детей?
— Так мне Бог дал. У меня предки с маминой стороны — Довганюки — были очень остроумными. Мой дед Иван Семенович Довганюк, справедливый, был из простого рода крепостных, но очень веселый и сообразительный. Именно от него у меня такое чувство юмора. А с отцовской стороны у меня дед и прадед — священники. Они передали мне доброту и человечность.
— По вашему мнению, какие книги ребенок должен прочитать обязательно, чтобы вырасти добрым и человечным? На каких книгах выросли вы?
— Я лично воспитывался на русской классике. Моя мама, когда мне было еще года 3—4, прочитала рассказ «Ванька Жуков». Он мне очень понравился и я очень плакал. С тех пор Антон Павлович Чехов стал моим любимым писателем. Возможно, именно он первым подал мне идею стать писателем. Конечно, до Чехова я не дорос, но все-таки. Не могу не вспомнить о Гоголе. Главное, что «Тореадоры из Васюковки» ссылаются на него. Ява и Павлуша играют в ревизора по Гоголю. Также произвел впечатление на меня и Пушкин Александр Сергеевич. Кстати, я родился в городе Бердичеве. Первая улица моей жизни — это улица Пушкинская, №5. Там я рос до 3-х годков, а когда отца не стало, мы с мамой переехали в Киев. С тех пор, с 1933 года я стал киевлянином.
А вообще нужно читать классику: Лесю Украинку, Тараса Шевченко, Ивана Франко, у которых есть прекрасные детские произведения. Например, те же сказки Франко «Лис Микита», «Коли ще звірі говорили», и другие.
Я не представляю себе, чтобы ребенок не прочитал Жюль Верна или Марка Твена, или Александра Дюма «Три мушкетера». Костецкий Анатолий — прекрасный писатель, к сожалению, рано ушел из жизни. У него есть и прекрасные прозаические произведения, и прекрасные стихотворения. К счастью, их сейчас переиздают. То же издательство «Радуга». Я же 30 лет работал в издательстве «Радуга», знаю.
— Поэтому большинство ваших изданий напечатано именно в этом издательстве?
— Можно сказать, что да. Они и сейчас переиздают мои книги. Напечатали «Сказочные приключения и тайны», напечатали мою новую книжечку «Волшебные очки». Но вообще мои произведения, в частности «Тореадоры из Васюковки», переведены на 20 языков мира. Даже есть на арабском языке и на бенгальском.
— А на какой детской литературе воспитывались ваши дети и внуки?
— Они читали различную литературу: и украинские народные сказки, и сказки народов мира, и классическую литературу. Конечно же, они читали и мои книги.
— Знаем, что вы мечтали быть моряком. Почему мы не встречаем в ваших сказках морские истории, или рассказы о моряках?
— В «Новейших сказках» Колька Колючка стал капитаном далекого плавания. Его заколдовали. Но после того, как его расколдовали, он снова становится обычным Колькой.
— На ваш взгляд, должны ли сказки подготавливать ребенка к взрослой жизни?
— Конечно должны.
— В ваших сказках не найдешь ни жестоких сцен, ни убийств, ни смерти. Негативные герои обязательно превратятся в добрых...
— Считаю, что детям ничего жестокого писать и читать нельзя. Наоборот, детей нужно учить добру, человечности, справедливости, ну, и юмору, конечно. Нужно, чтобы детки чаще улыбались.
— Читая ваши сказки, все равно возникает такое чувство, что зло не будет истреблено полностью.
— Что же поделаешь, если так оно и есть. Всю жизнь темные силы ведут борьбу со светлыми силами. У каждого человека внутри сидит частица зла и частица добра.
— И напоследок, оцените, пожалуйста, состояние современной детской литературы в Украине?
— Главное, что издание детских книг очень плохо руководится государством. Грустно, что изданий для детей на украинском языке издается мало. Кстати, книгораспространение также у нас не на высоком уровне. Вот, ликвидировали бывший Книготорг, организацию, которая распространяла книги, это стало огромной ошибкой. Но, несмотря на это, есть, конечно же, детские писатели, которые пишут и издаются. Вот, Зирка Мензатюк недавно получила премию Леси Украинки за свои сказочки.
Выпуск газеты №:
№136, (2007)Section
Культура