Перейти к основному содержанию

Деятели искусств о ситуации в Украине

06 февраля, 10:20
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

«СИЛОВОЙ СЦЕНАРИЙ» — ЭТО ПЬЕСА, ПРИЗВАННАЯ ДОСТАВИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ЕДИНСТВЕННОМУ ЗРИТЕЛЮ — ПУТИНУ»

Оксана ЗАБУЖКО, писательница:

— Нынешние события у меня ассоциируются с 1939 годом, когда «Москва — Берлин» решали судьбу Польши так же, как сейчас решают судьбу Украины, а остальные мировые игроки отошли в сторону, малодушно надеясь, что на этом все закончится, и их «не зацепит». С тех пор эта страница несмываемого позора оставалась для Европы в значительной степени «невыученным уроком» вплоть до сегодняшнего дня, — а все невыученные уроки человечество обречено повторять снова и снова, как ленивый школьник, которого возвращают за ту же «парту», пока не сдаст экзамен. Очень советую всем прочитать переведенную у нас на IPress статью Эдварда Лукаса «Сценарии для Украины» (в оригинале — «Украинские сценарии и Центральная Европа»), один из основных аналитических текстов последнего месяца: это первый выразительный голос с Запада, который непосредственно объясняет, почему катастрофа Украины напрямую грозит катастрофой и Европе — возможно, самой грандиозной со времен Второй мировой. Хотя Лукас затронул лишь вершину того геополитического айсберга, который неминуемо «поплывет», если только немедленно, сейчас же, путем политического диалога абсолютно всех сторон, с мирным гражданским протестом включительно, не будут ликвидированы последствия де-факто осуществленного в Украине государственного переворота.

Я посоветовала бы власти, которая тупо согласна на террористическую войну против своего народа включить инстинкт самосохранения, если уж не включается голова. Поверить «чуйке», которая им всем сейчас должна криком кричать, мигать всеми красными лампочками, что привычный для них в мирных условиях «страх начальства» уже перестал быть эффективным регулирующим механизмом жизнедеятельности — их толкают на куда более страшные вещи, на демонстративно показательные преступления против человечности на виду у всего мира. Стихийный «силовой сценарий», к которому целенаправленно подталкивают Украину кремлевские «кукловоды», — это пьеса, призванная доставить удовольствие единственному зрителю — Путину, — но ни Путин, ни загнанный в угол Янукович не защитят от личной катастрофы никого: не из «парламентских», не из «силовых» исполнителей этого сценария, если они от испуга и растерянности такое допустят. Кто-то из этих «обреченных на смерть», вместе со всем украинским народом (именно так!), должен встать и сказать: «Достаточно!» — и положить конец этому «индуктивному безумию».

«СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ  НАПОМИНАЕТ ПОЛЬШУ  ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ ТОМУ»

 Кшиштоф ЗАНУССИ, польский режиссер:

— С советами нужно быть очень осторожными.

Я вообще считаю, что художники никогда не должны вмешиваться в политику, кроме таких моментов, когда политика уже выходит за рамки политики, где начинается этика, где начинается проблема совести.

Это уже не политика, это проблема элементарных ценностей. Уважение к людям, к свободе. Эти моменты уже за политикой. И в такие моменты, где есть угроза, голос художника как гражданина просто необходим.

В такие моменты мы должны выйти в общество нашим искусством. Я в этом уверен, и именно 20 лет назад мы боролись за независимость. Это было тяжелым опытом для нас всех.

И вам желаю найти правильный выход.

«КРОВАВОГО БУДУЩЕГО В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ НЕ ХОЧЕТ НИКТО, А ПОТОМУ ПРИДЕТСЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ»

 Анна ВЕСЕЛОВСКАЯ, профессор кафедры театроведения Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого:

— Все, что происходит в настоящее время в Украине, специалистами в сфере общественных наук, политологами и общественными деятелями прогнозировалось несколько лет тому назад. Слишком уж очевидным было соблюдение любой ценой курса «на страну силовиков», начатого в 2010 году, когда игнорировались все протестные настроения, даже невинные, например, против нейлонового конуса на Майдане вместо елки.

Тот, кто прокладывал этот курс, а, разумеется, он учился в советской школе, верил, что главное — это защититься от бандеровцев и приложить все усилия для того, чтобы на День Независимости барьерами отделиться от тех, кто поет «Ще не вмерла...», и может сжечь себя вместе с украинским флагом.

Невзирая на здравый смысл, правоохранительному корпусу в голову еще не пришло, что не бандеровцы заседали в ликвидированных киевских райсоветах, что не только они ходят на праздники пампушек, галушек, вареников, сала, борщей, и только их незначительный процент есть среди миллионов граждан, которые по собственной воле одевают вышиванки и повязывают желто-голубые ленты. Эта фольклорная массовая манифестация четко сигнализировала о том, что процесс идентификации народа Украины как сознательного сообщества пошел, и не считаться с этим нельзя. А вызревание его настоящей общественной позиции — вопрос времени.

Знаком того, что это может произойти очень быстро, стали Врадиевские события в прошлом году. Позорное издевательство силовиков и ожесточенное противостояние местной общины было показательной моделью того, что может случиться, если откровенная сегрегация на тех, кто защищен, потому что при власти, и всех остальных, не прекратится. В условиях отсутствия реальной справедливости бесправные будут отстаивать свои права, как могут.

В выразительно социальный переворот украинского мышления в «стране силовиков» не поверили даже тогда, когда 1 декабря на Майдан вышел миллион людей. Тогда преобладало уже антиколониальное сознание «утраченного поколения», чья молодость пришлась на ранние девяностые, и их детей, которые ни единого дня не были ни пионерами, ни комсомольцами. В конечном итоге, когда-то именно антиколониальное сознание стало основой для утверждения гражданской ответственности и социальных приоритетов в стране, которая начиналась с тринадцати враждующих штатов.

Имея примеры отдельных кризисных моделей и исторический опыт, включительно с гражданской войной в США, длившейся не один десяток лет, будущее видится как на ладони. Общество, которое не стало кастовым и в котором выросло независимое поколение, будет изо всех сил противостоять попаданию под протекторат наподобие древнеримского, с жесткой силовой вертикалью, жестким контролем за гражданскими свободами и социальным расслоением латиноамериканского типа. Единственное, что утешает, кровавого будущего в центре Европы не хочет никто, а потому придется договариваться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать