Дирижер Михеил МЕНАБДЕ: «Этот концерт – эксперимент»
11 декабря в «Мистецькому Арсеналі» откроется масштабный фестиваль «Дни новой музыки в Киеве»Накануне открытия на вопрос «Дня» ответил дирижер Национальной филармонии Украины, выпускник НМАУ (ученик Романа Кофмана) Михеил Менабде. Организованному им камерному оркестру Armonia Ludus вместе с солистами Kroiser Ensemble (Австрия) выпала честь открывать фестиваль. Эта беседа об истории создания оркестра, принципах формирования программы концерта-открытия фестиваля и о том, что нужно для заинтересованности украинской публики новой музыкой.
— Я впервые со своим оркестром Armonia Ludus открываю фестиваль. Волнуюсь, — признался Михеил МЕНАБДЕ. — Потому что когда мы сотрудничали с музыкальным агентством «Ухо», то мы просто играли очередной концерт цикла. А теперь большая ответственность, потому что музыка абсолютно новая для нас.
— Кому принадлежит идея концертной программы, кто и по какому принципу выбирал произведения?
— Это была общая идея, мы с организаторами фестиваля, его директором Альбертом Саприкиным пришли к консенсусу. Отталкивались от произведения Шелси Anahit. Шелси редко исполняется не только в Украине, но и вообще в мире. Это связано со многими нюансами, потому что его музыка до сих пор не раскрыта до конца, есть еще очень много вопросов в исполнении, трактовке, понимании этой музыки. Этот концерт — своего рода эксперимент. Поэтому, ориентируясь на Шелси, мы подбирали остальные произведения, которые подходят по стилистике, контрасту или по актуальности сегодняшнего отношения к современной музыке. Проект называется «Дни новой музыки», хотя практически вся музыка, которую мы исполняем, — это уже фактически классика, это 1970-е в основном. Мы выбрали произведения Мюрайя, Дальбави, Такемицу, Шелси. Я думаю, что хотя они и контрастируют между собой — и стилистически, и по направленности — но именно такой контраст — это правильный выбор, посмотрим, как все получится, когда прозвучит.
— Расскажи, как создавался оркестр Armonia Ludus?
— Коллектив Armonia Ludus создавался в связи с конкретной ситуацией, когда я начал сотрудничать с агентством «Ухо». Они организовывали фестиваль новой музыки и предложили мне принять участие в этом проекте — собрать маленький камерный оркестр специально для этого фестиваля. Собралась команда хороших музыкантов из разных оркестров Киева — из Камерного киевского оркестра, из Симфонического филармонического оркестра, из «Киевской камераты», а еще музыканты, не игравшие ни в каком оркестре. Дебют показался удачным, и после него нас начали приглашать на разные музыкальные акции, и как-то гармонично это все начало развиваться. Мы выступаем в разных составах, в зависимости от программы, обычно это струнный камерный состав, максимум 20 человек. Если нужно, привлекаем другие инструменты. Например, мы играли Шелси и Шарино, и там есть арфа, поэтому приглашали арфистку Валерию Тихонову. Я стараюсь приглашать одних и тех же людей, с которыми уже есть контакт и опыт сотрудничества. Почему из разных коллективов? Я хотел, чтобы «сыгрывались» люди, которые никогда вместе не играли. У нас нет ни бюджета, ни какого-то статуса, мы работаем под конкретный проект, проводим репетиции, в основном в филармонии.
— Тебе не кажется, что новая музыка в последнее время начинает быть в тренде?
— Да, проекты новой музыки последних лет в Киеве очень радуют меломанов. И это в большой степени заслуга агентства «Ухо». Мне кажется, здесь очень важна правильная подача, необходимо заинтересовать простых людей. Это имеет огромное значение, особенно здесь у нас. На Западе это не нужно, потому что там, можно сказать, есть избыток и публика жаждет еще чего-то более нового или же возвращения старого. А в Украине, несмотря на то, что есть концерты новой музыки, есть Национальный союз композиторов, который очень много всего хорошего проводит, все же есть потребность заинтересовывать более широкий круг людей новой музыкой. Как показал фестиваль новой музыки «Ухо», люди ходят на «сложную» музыку, и им интересно. Мне кажется, что дело в том, кто это организует и как сами организаторы относятся к тому, что делают, как заинтересовывают, подают это все; еще очень важен вкус.
— А в плане новой музыки в Национальной филармонии что-то изменилось?
— Есть свои проблемы. Филармония — это организация, которая сама себя содержит, и ей нужна касса, чтобы зал был заполнен. Наша публика преимущественно приходит на классические вещи, на очень популярную музыку, на известных исполнителей и тому подобное. Бывает, что известные исполнители не хотят играть новую музыку, ее вообще нет в их репертуаре. Поэтому администрация Филармонии ориентируется на классическую музыку. Это неплохо, но я думаю разбавить программы чем-то новым — было бы не лишне. С другой стороны, Филармония — это же не только Симфонический оркестр, а это большая организация со многими задачами, здесь очень много коллективов, которым необходимо выступать. Репертуар формируется за год и на целый сезон. Поэтому отдавать предпочтение только новой музыке очень сложно. Возможно, нужно балансировать, совмещать и то и другое. Со временем все будет!
Выпуск газеты №:
№225, (2015)Section
Культура