Перейти к основному содержанию

Дмитрий Крымов: «Вот он, настоящий театр»!

В Харькове на доме, где родился и жил до 1941 г. Анатолий Эфрос, один из культовых режиссеров, не покорившийся советской системе, была установлена мемориальная доска
30 сентября, 17:24
ФОТО АВТОРА

В тожественной церемонии  участвовал известный  российский художник, сценограф, театральный режиссер и педагог Дмитрий Крымов (сын легендарного режиссера Анатолия Эфроса  и известного театрального критика Натальи Крымовой). «В это безумное время, когда меня, россиянина,  охватывает стыд  из-за событий на востоке  Украины, вы устанавливаете памятную  доску      человеку, который родился в Харькове, но долгое время жил в России. Я не могу представить, чтобы сегодня в Москве произошло нечто подобное, чтобы там почтили память украинского режиссера, даже если бы он родился в России. Этот жест памяти  поддерживает во мне надежду, что все станет на свои места...» — признался Д. КРЫМОВ. 

Инициатива открытия мемориальной доски А.Эфросу принадлежит группе энтузиастов во главе с актером-любителем Анатолием Андреевым и его супругой Валентиной. Именно они, по основной профессии люди, далекие от театра,  года два назад загорелись идеей  увековечить память знаменитого режиссера, которому современное искусство обязано поисками новой образности, негромкой, но проникновенной  интонацией, интеллигентностью режиссерского стиля, перенесенного из жизни  на сцену.  Прожив чуть больше шестидесяти (сегодня Эфросу исполнилось бы 90 лет), Анатолий Васильевич оставил после себя интересные спектакли, фильмы и телепостановки, к которым и сегодня не ослабился интерес профессионалов театра и преданных ценителей сценического искусства.

Это стало понятно   во время встречи Д.А. Крымова со студентами театрального отделения Харьковского университета искусств им. И.Котляревского.  Театральный сценограф, художник и режиссер (в эту профессию он вошел уже после смерти отца), Дмитрий Анатольевич не делился с ними «секретами» театрального мастерства, ибо, как и Питер Брук, считает, что на самом деле «секретов нет». То есть рецептов, по которым можно поставить хороший спектакль, как по кулинарной книге приготовить вкусное блюдо. Тем не менее,  Дмитрий Анатолиевич преподнес будущим артистам и режиссерам книги с записями репетиций А.В. Эфроса, видео  поставленных им телеспектаклей и  передач с участием Н. Крымовой.

Среднее поколение сегодняшних режиссеров и актеров училось на книгах Эфроса «Репетиция — любовь моя», «Профессия — режиссер». А то, что молодое поколение сегодня не равнодушно к творчеству Эфроса,   показал фильм Елизаветы Кешишевой о жизни и творчестве мэтра режиссуры с участием его коллег, отечественных и зарубежных почитателей.

С примерами из творческой практики Дмитрия Крымова тоже было интересно познакомиться. Почти каждый из них касался тех болевых точек дня сегодняшнего, которые и на сцене способны взять зрителя за живое, заставить его размышлять. Даже в классической пьесе, считает Крымов,  можно услышать живую интонацию людей, которые и сегодня не согласны с раболепием,  навязанными стереотипами общественного сознания. Особенно если речь идет о таких великих пьесах, как «Гамлет» Шекспира.

Дмитрий Анатолиевич рассказал, как после смерти оппозиционного политика РФ Бориса Немцова они с друзьями направились  к   месту убийства, чтобы положить цветы. А рядом, будто в издевку, в Москве шло народное гулянье, а популярная певица  горланила песню «Виновата ли я?».  «Вот он, настоящий театр, истинный драматизм! Только как все это перенести на сцену, сделать театральным событием, — задается вопросом режиссер, — каждый это должен  делать по-своему»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать