«Добавить чтение к жизненной стратегии»
13-19 декабря есть возможность рассказать всей Украине о любимых изданияхКак показали данные прошлогоднего исследования Украинского института книги, только 27% украинцев читают книги регулярно (в Канаде, например, этот показатель достигает 67%). Более того, 66% украинцев в 2020 году не купили ни одной книги, 60% — ни разу не посетили библиотеку или книжный магазин и 47% — не прочли ни одной книги. В целом среднестатистическое украинское домохозяйство тратит на книги 55 грн в год. Факты более чем неутешительные, ведь чтение, как отмечает директор Украинского института книги Александра Коваль, «является катализатором развития людей, громад и целой страны, является непременным фактором роста экономического развития, национальной безопасности, самореализации, удовольствия от жизни». Многие страны осознают это и на государственном уровне реализуют ряд мер, чтобы популяризировать интерес к книгам.
«МЫ НАЧИНАЕМ ГОВОРИТЬ О ЧТЕНИИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»
Одним из методов для этого являются национальные недели чтения. «Они проводятся во многих странах мира и имеют разный формат, вовлеченность. Где-то, например, выбирают для чтения одну важную книгу, за которую проголосовали интеллектуалы. Эту книгу читают, а потом начинают обсуждать в университетах, на разных публичных площадках, и таким образом она становится важной для всей страны. Где-то предлагают бесплатный проезд в общественном транспорте, если заходишь туда с книгой. Где-то это акции в библиотеках, школах», – объясняет Александра Коваль. Отныне среди стран, в которых имеются такие инициативы, и Украина. С 13 по 19 декабря длится Национальная неделя чтения, которая стремится объединить всех книголюбов.
«Мы начинаем говорить о чтении на национальном уровне, – рассказывает министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко на пресс-конференции по случаю старта инициативы. – Почему это важно? Чтение развивает не только критическое мышление, но и является одним из существенных показателей успешности любого человека, прежде всего, в той сфере, в которой он работает... Вопрос развития чтения — не просто абстрактная миссия борьбы за ценности и умы нового поколения, это стратегически важные вопросы для государства. Я рад, что много людей приобщается, потому что если страна хочет быть успешной и выжить в условиях жесткой интеллектуальной конкуренции, читать стоит. Впереди у нас неделя больших активностей, связанных с продвижением чтения. Мы имеем цель сделать так, чтобы чтение стало модным и мотивировало украинцев не только развиваться, но и быть успешными в своей жизни».
Формат проведения Национальной недели чтения очертила Александра Коваль: «Основные акции проводят сами участники, которые согласились с этой инициативой (прежде всего публичные библиотеки, издатели и книжные магазины). Надо следить за их сайтами, объявлениями, и там будет видно какие мероприятия, акции предлагают участники». Более того, отметила она, «так сложились обстоятельства, что благодаря президентской тысяче весь следующий год украинцы смогут покупать книги больше, чем это делали до сих пор. И я думаю, что благодаря этому наша неделя чтения плавно перерастет в год чтения в 2022 году».
«ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПОРТРЕТЫ» УКРАИНЦЕВ
Лозунгом Национальной недели чтения является «найди свою книгу». Но прежде чем предлагать какое-то издание, стоит разобраться, а какая сейчас у нас ситуация в этой сфере и кем является целевая аудитория. Помочь в этом могут результаты исследования, проведенного Gradus Research, которые тоже были презентованы на пресс-конференции.
Как рассказала основательница и директор исследовательской компании Евгения Близнюк, количество украинцев, которые за последние три месяца читали книги, достигает 60% (из них 72% выбрали бумажные книги, 61% — электронные, а 34% — аудиокниги). Популярными жанрами продолжают оставаться детективы (обычно читает 51%), фантастика и фэнтези (47%), классика (37%), психология, саморазвитие (34%), исторические романы (31%), любовные романы (26%), наука и научно-популярные издания (26%), триллеры, мистика, ужасы (25%). Книги выбирают в основном по жанру (42%), но также учитывают тематику (33%), автора (30%), рекомендации близких и знакомых (29%). Основным языком книг является русский (83%); на украинском читает 56% респондентов, на английском - 9%. На вопрос, почему читают книги, 57% украинцев ответили – чтобы отдохнуть, расслабиться, 47% – отвлечься, 45% – расширить мировоззрение, а 44% – развиваться.
Главной причиной, почему украинцы не читают книги, стала нехватка времени (50%). Однако следующие — требуют гораздо больше внимания, ведь фактически являются указанием на то, в каком направлении следует двигаться, чтобы популяризировать литературу. В частности, 23% респондентов ответили, что не любят читать; 22% - исчезла необходимость обязательного чтения; 16% потеряли интерес к литературе; 15% сказали, что имеют неподходящее состояние для чтения; 13% тяжело подобрать интересную книгу, а 7% жаловались на перенасыщение информацией.
Исследование поделило украинцев на категории согласно читательским привычкам. В первую группу вошли украинцы, убежденные, что чтение — это бесполезная потеря времени. Они не любят читать и прямо об этом говорят. Таких – 11%. Это молодая группа, в которой преобладают молодые мужчины, респонденты без высшего образования и с уровнем дохода меньше среднего. Респонденты второй группы понимают ценность книг, но не готовы читать, не имеют любимых жанров или авторов. Таких респондентов, по данным исследования, 14%. В эту группу входят люди всех возрастов со средним образованием и материальным положением ниже среднего.
Третья группа объединяет респондентов, стремящихся читать. В то же время, как объяснила Евгения Близнюк, эти люди чаще покупают книги, чем читают. Таких респондентов около 16%. Это преимущественно жители крупных городов, которые читают в основном для работы или обучения, когда нужно получить или вспомнить информацию. А популярны среди них профессиональная и бизнес-литература, детективы и литература для детей и подростков.
Еще 15% респондентов признались, что вынуждены читать по учебе или работе. И хотя они могут похвастаться количеством проработанных книг, однако в целом читать они не любят (испытывают перенасыщенность информацией) и выделяют на это ограниченное время. Это преимущественно мужчины, респонденты в возрасте до 34 лет. Много в этой группе и студентов.
Чтобы развлечься или отдохнуть, читает 25% респондентов. Обычно это люди старше 30 лет, с высшим образованием, которые предпочитают электронные книги и читают в каждую свободную минуту — дома, в дороге, на отдыхе, во время обеда. Популярны среди них детективы и фантастика. А удовольствием является чтение для 19% респондентов. Они не представляют свою жизнь без книг и предпочитают печатные, имеют домашнюю библиотеку, часто обсуждают книжные новинки с друзьями. В эту группу входят преимущественно женщины, 35-60 лет, с высшим образованием и средним и выше уровнем дохода. Обычно выбирают детективы, классику и исторические романы.
Это исследование является первым шагом к тому, чтобы понять, как следует популяризировать книги. Ведь даже из этих данных становится понятно, что аргументы в пользу чтения должны быть разными и многочисленными, чтобы удалось «достучаться» к разным группам и, в идеале, сформировать новые.
ШАНС «СМЕЛО СМОТРЕТЬ ВПЕРЕД»
Несколько таких причин, почему следует читать книги, было упомянуто и во время пресс-конференции. В частности, заместитель исполнительного директора от Украины в Международном валютном фонде Владислав Рашкован для разных возрастов поделился несколькими основными тезисами, которыми можно мотивировать читать. «Детям нужно объяснить, что книги – это путешествия в другие страны, времена, измерения», – отмечает Владислав Рашкован.
Что касается взрослой аудитории, то в этом случае следует акцентировать внимание на другом аспекте. «Многие бизнес-книги, которые я читаю, — это истории развития или кейсы трансформации компаний или стран. И по ним можно учиться, благодаря им чувствуешь себя более подготовленным, более смелым. Читая, ты понимаешь, что проблем, которые нельзя решить, не существует, даже в реформах страны, ведь кто-то уже переживал подобные перемены. Так что чтение позволяет людям смело смотреть вперед, — рассказывает Владислав Рашкован. — Поэтому я рекомендую государственным организациям, компаниям устраивать что-то вроде корпоративных книжных клубов, обменов книг, во время которых можно было бы проводить обсуждение современных книг».
А украинский предприниматель, публицист, преподаватель и общественный деятель Валерий Пекарь привел цитату известного датского философа Лене Андерсен, отметившей: «Мы решаем не те проблемы, которые имеем, а те, которые понимаем». И учитывая это, все острее встает вопрос развития не только конкретного и абстрактного, но и критического и системного мышления, актуальность которого в разы увеличивается в наше время информационных манипуляций и пропаганды. «Все эти ступени к системному мышлению можно пройти только благодаря чтению, потому что именно оно формирует те нейронные цепочки в мозгу, которые отвечают за необходимые парадигмы мышления», — отмечает Валерий Пекарь. Более того, книги играют роль и в формировании нации. «Как говорил известный теоретик национализма Бенедикт Андерсон в книге «Воображаемые сообщества»: «Нация – это племя, читающее (общие) книги», – объясняет Валерий Пекарь. — Андерсон показал, как это происходит: люди читают те же книги и потом мыслят общими категориями».
«ДОБАВИТЬ ЧТЕНИЕ К СВОЕЙ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ»
Следовательно, целью Национальной недели чтения является то, чтобы каждый украинец нашел свою книгу, своего автора, свой формат чтения, свою библиотеку и, наконец, «добавил чтение к своей жизненной стратегии». Этому способствует большое количество событий, которые состоятся на этой неделе: от вручения многочисленных литературных премий до презентаций книг. Детальнее с программой можно ознакомиться на сайте Украинского института книги.
В то же время участником акции может стать каждый желающий. Для этого можно:
• Написать пост в своих соцсетях с рекомендациями украинских книг (переводных или украинских авторов), ценных именно для вас.
• Купить книги в книжном магазине для кого-то в подарок, для себя или для передачи в библиотеку – и также рассказать об этом в своих соцсетях.
• Рассказать или написать историю о чтении и книгах в вашей жизни в социальных сетях. Почему, как вы думаете, чтение и украинские книги важны для украинцев?
• Сходить/записаться в библиотеку самостоятельно или с детьми, выбрать книги для всей семьи и написать свой опыт.
А когда будете делиться своей историей — добавляйте хештеги акции #неделя чтения и #найдисвоюкнижку, чтобы ваше сообщение помогло найти любимое издание многим украинцам.
«День» уже присоединился к акции – приглашаем и Вас.
https://www.facebook.com/laryssaivshyna/posts/4489636007829960
https://www.facebook.com/laryssaivshyna/posts/4489838411143053