Доменико Нордио: «Не скрипка делает музыку, а музыкант!»
«День» пообщался со знаменитым маэстро — «лицом» проекта «Друзья Страдивари», который осуществляет Фонд Антонио Страдивари в Кремоне (Италия)![](/sites/default/files/main/articles/10042014/21nordio.jpg)
Вечер из серии «Скрипичная музыка» прошел при поддержке Посольства Итальянской Республики в Украине и Итальянского института культуры в Украине (в рамках творческого цикла «Золотые страницы итальянской музыки», организованный совместно с руководством Национальной филармонии Украины). В программе прозвучал Концерт для скрипки с оркестром Бетховена в исполнении музыкантов Симфонического оркестра Национальной филармонии Украины под руководством Николая Дядюры, а солистом выступил лауреат международных конкурсов Доменико НОРДИО (Италия).
Этот скрипач— виртуоз играет в самых престижных концертных залах мира: «Карнеги-холл» в Нью-Йорке, театре «Ла Скала» в Милане, «Барбикан» в Лондоне и «Сантори-холл» в Токио. Выступает с Лондонским симфоническим оркестром, Национальным симфоническим оркестром Франции, Симфоническим оркестром Академии Санта Чечилия в Риме, оркестром Национальной телерадиокомпании RAI Италии, Национальным симфоническим оркестром Испании и тому подобное. Его концерты проходят под руководством знаменитых дирижеров, среди которых Флор, Штейнберг, Казадезюс, Луизи, Карабчевский, Лазарев, Айкал и другие.
После концерта в Киеве «День» побеседовал со знаменитым итальянским скрипачом, который ныне является «лицом» Friendsof Stradivari.
«ЕСЛИ РАНЬШЕ УКРАИНА БЫЛА ДЛЯ МНОГИХ НЕИЗВЕСТНОЙ СТРАНОЙ, ТО НЫНЕ — ЭТО САМАЯ «ГОРЯЧАЯ» НОВОСТЬ»
— Синьор Нордио, из-за обострения политической ситуации между РФ и Украиной, аннексией Крыма российскими войсками многие артисты сегодня отказываются от гастролей в нашей стране. У вас были сомнения — ехать или не ехать в Киев?
— Уже несколько месяцев практически ежедневно новости всех зарубежных телеканалов, а также итальянских СМИ начинаются с ситуации в Украине. Если раньше Украина была для многих неизвестной страной, то ныне это — самая «горячая» новость. В конце февраля, когда противостояния майдановцев и прежней власти достигли кровавой точки, — погибли люди (Небесная Сотня. — Т.П.), у меня были сомнения, состоится ли концерт, когда в центре вашей столицы свистят пули? Я беседовал с организаторами гастролей, интересовался, что сегодня происходит в Киеве. Меня заверили, что ситуация стабильная, новая власть занимается реформированием экономики, а культурная жизнь в городе не замирает. Поэтому решил, что не могу подвести публику, которая приобрела билеты. Хочу отметить очень дружелюбное отношение как в зале филармонии, так и вне ее — на улицах вашей столицы. Я общался с коллегами — украинскими музыкантами (большими профессионалами), с которыми мы замечательно прорепетировали, а затем вместе хорошо выступили. И, судя по восторженной реакции слушателей, мы не разочаровали публику.
— Почему для своего дебюта в Киеве вы выбрали Концерт для скрипки с оркестром (ре мажор, соч.61) Людвига ван Бетховена, а не произведение какого-либо итальянского классика?
— Я считаю, что авторами шедевров скрипичной музыки в мире являются все-таки немецкие композиторы, а одним из гигантов — Бетховен (ярчайший представитель венской классической школы). А итальянские маэстро прославились как авторы оперного жанра. Поэтому я выбрал бетховенский Концерт для скрипки с оркестром. Кстати, напомню, это сочинение композитор написал в 1806 году для Франца Клемента (знаменитый скрипач и дирижер оркестра Theater an der Wien), которому посвятил свой концерт. Готовя программу, я стоял перед выбором — исполнять барокковою или музыку ХХ века... Хотя являюсь большим поклонником творчества итальянских композиторов, но решил, что бетховенская музыка более подходит для киевского концерта.
Язык музыки интернационален, и мы с украинскими коллегами быстро нашли общий язык. Хотел бы отметить великолепную акустику зала филармонии, как внимала на концерте публика и как своими флюидами давала посыл нам на сцену. Я много гастролирую, и в разных странах приходится сталкиваться с музыкантами, выступающими в разных коллективах. Должен заметить, что украинские мастера высоко ценятся за талант и виртуозное владение инструментами. Оркестранты Симфонического оркестра и маэстро Николай Дядюра — профессионалы, и мы выступали как единая творческая команда.
— Вы являетесь «лицом» проекта «Друзья Страдивари», который осуществляет Фонд Антонио Страдивари, целью которого является организация концертов с использованием уникальных скрипок из своей коллекции, среди них скрипки Страдивари, Амати, Гварнери дель Джезу и Бергонци. Вам дают эти инструменты только на определенный концерт или позволяют ими пользоваться на какой-то период? Какую из раритетных скрипок вы считаете лучшей из лучших?
— Международную известность небольшому городку Кремона принесли скрипки, альты, виолончели и гитары, которые несколько веков считаются эталонными как в Италии, так и за ее пределами. Напомню, именно в Кремоне жили и создавали свои шедевры династии скрипичных мастеров Амати, Страдивари и Гварнери. И ныне Кремона продолжает традиции. Школа по изготовлению струнных инструментов, открытая в 1937 году — в год 200-летия со дня смерти Антонио Страдивари, — получила всемирное признание. Здесь овладевают тонкостями профессии скрипичного мастера ученики со всего света. Кроме того, существует Фонд Антонио Страдивари (Fondazione Antonio Stradivari), являющийся организатором самого престижного Международного конкурса струнно-смычковых инструментов имени Антонио Страдивари (La Triennale), который проходит в Кремоне раз в три года. Считается, что на сегодня в мире сохранилось около 650 скрипок работы Страдивари, и примерно 140 — Гварнери.
Я горжусь, что в музее фонда есть комната, посвященная мне: представлены инструменты, на которых имел честь играть, а также можно увидеть и услышать множество моих видео— и аудиозаписей. Я имею свободный доступ к абсолютно всем раритетным скрипкам, но так как это настоящие сокровища, и им нужен определенный температурный режим сохранности, то инструменты выносятся редко (это целая процедура, и немаловажен вопрос охраны). Должен признаться, что играть на этих легендарных инструментах очень почетно и волнительно. Например, на уникальной скрипке Страдивари записал свой первый аудиоальбом. Я играл практически на всех инструментах, созданных уникальными скрипичными мастерами, которые есть в коллекции фонда. У каждого инструмента свой голос, тембр... Но именно музыкант дает скрипке уникальное звучание, заряжая своей энергетикой, вдыхая жизнь в старинный инструмент.
Приведу пример. Я сотрудничал с одной крупной компанией звукозаписи и играл на скрипке Гварнери дель Джезу. Мы закончили писать, звукорежиссер подошел и сказал: «Божественное звучание!», но он даже не заметил, что в перерыве я скрипку Гварнери дель Джезу положил в футляр, а взял инструмент современного автора (1968 г.), и запись завершил уже на другой скрипке. Это еще раз доказывает, что «оттенки» создаются музыкантом. Конечно, у каждой из легендарных скрипок есть свои звуковые особенности. Более старинные инструменты имеют более слабое звучание, и от мастерства скрипача зависит, как дать музыке полифонию красок. Не скрипка делает музыку, а музыкант! А что касается лучшего инструмента, то каждый из коллекции фонда прекрасен, и мне трудно какой-то из них выделить.
«ЗА ВСЮ СВОЮ МНОГОЛЕТНЮЮ ТВОРЧЕСКУЮ КАРЬЕРУ Я НИ РАЗУ НЕ ПОДВЕЛ ПУБЛИКУ!»
— Руки для музыканта — главный инструмент. Вы выступали в Киеве великолепно, и никто из слушателей даже не догадался, что играли с травмой руки! Что случилось? Не думали отменить концерт?
— Нет! За всю свою многолетнюю творческую карьеру (хотя бывали разные ситуации и болезни) я ни разу не подвел публику! Травму получил по глупости. Это произошло дома. Жена попросила поменять жалюзи на окнах. Они очень тяжелые. Я раскрутил все шурупы, а когда вынимал последний, то вся конструкция рухнула на руку. Боль резкая, и даже подумал, что — все, с карьерой музыканта, видимо, придется проститься... Пока ехал на консультацию к врачу, начал прокручивать свою жизнь. Да, музыка занимает главное место в моей жизни, но, похоже, придется сворачивать активную гастрольную деятельность и сконцентрироваться, например, на педагогике (Доменио Нордио является профессором Национальной академии Св. Цецилии в Риме, проводит мастер-классы в Рива дель Гарда и Брешии, является художественным руководителем конкурса скрипачей в Брешии. — Т.П.). На счастье, медики успокоили — мини-перелом. Кстати, палец болел на репетиции, и сейчас, когда мы беседуем, «дергает», но когда выступал перед публикой, то вообще забыл о своей травме! Не зря говорят, что сцена и музыка — лучшее лекарство!
— Ведущая вечера рассказала, что вы — вундеркинд (первый концерт сыграли в десять лет, в 16 победили на Международном конкурсе им. Дж. Виотти, жюри которого возглавлял легендарный И. Менухин; в 17 стали обладателем Гран-при «Евровидения»), но ваши родители были категорически против, чтобы вы стали профессиональным скрипачом, а хотели, чтобы учились на юридическом факультете и стали адвокатом. Интересно, а ваши дети музыкой занимаются? Продолжат династию?
— Я никогда не жалел, что связал свою судьбу с музыкой. У меня трое детей. Они видят не только славу и успех, но и напряженный труд репетиций, видимо, поэтому у них нет желания стать профессиональными музыкантами. А для меня сцена подобна наркотику, но из-за гастролей приходится часто уезжать из дома, и после концерта чувствую себя оторванным от семьи... Каждый человек — хозяин своей судьбы, и сам должен выбирать профессию.
— Удалось ли вам посмотреть Киев? Какие впечатления?
— Лет 15 назад я впервые побывал в вашей столице, познакомился с достопримечательностями, но теперь город очень изменился (не только из-за баррикад). Я стараюсь не сидеть в номере и обязательно пользуюсь свободным временем, чтобы больше узнать и увидеть тот город, в котором гастролирую. Конечно, ваша столица очень изменилась. Мне кажется, в лучшую сторону. Очень много светлых и доброжелательных лиц, а когда прошелся по центру, то был поражен не только баррикадами, палатками, разрушенным зданием (Дом профсоюзов. — Т.П.), но и тысячами живых цветов и зажженных лампадок в память погибших на Майдане...
Я — КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ ЛЮБЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ!
— Доменико, похоже, «бацилла сепаратизма» живуча не только в Украине, но и в вашем родном городе — Венеции (на недавнем референдуме 89 % жителей региона Венето и Венеции высказались за отделение от Италии и образование независимого государства, но после решительных мер полиции, когда были арестованы активисты, мятеж удалось подавить. А у нас Крым, из-за военного вмешательства России, Украина, увы, потеряла. Ныне неспокойно и на востоке нашей страны. — Т.П.)... Видите какие-то параллели?
— Я — не политик, чтобы проводить какие-то параллели между Италией и Украиной... Я — за то, чтобы каждый человек чувствовал себя свободным, и категорически против любых военных конфликтов! Демократия дает возможность решать различные вопросы не языком оружия, а переговоров, то есть мирным путем. Я — за мир и свободу, а также против того, чтобы лилась кровь братьев, — как итальянцев, так и украинцев, и россиян... Искренне желаю, чтобы политическая и экономическая нестабильность в вашей стране быстрее закончилась, а культура и искусство объединяло всех людей!
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
10 МУЗЫКАНТОВ НЕ СМОГЛИ ОТЛИЧИТЬ СКРИПКИ СТРАДИВАРИ ОТ СОВРЕМЕННЫХ!
Современные скрипачи мирового класса не смогли отличить звучание скрипок Страдивари от новых инструментов во время «слепого теста», сообщает The Independent.
Исследование организовали скрипичный мастер Джозеф Кертин и специалист по акустике Клаудия Фритц из французского Университета имени Пьера и Марии Кюри, которые ставили своей целью «раскрыть секрет скрипки Страдивари».
Десяти музыкантам предложили оценить звучание скрипок при выключенном свете и в темных очках. В результате эксперимента выяснилось, что два первых места в рейтинге популярности достались современным скрипкам, стоимость которых почти в сто раз ниже скрипок Страдивари, отмечает Associated Press.
Скрипачи также должны были определить возраст инструмента, на котором они играли. В 31 случае они дали верный ответ и ошиблись 33 раза!
Организаторы исследования решили не разглашать названия компаний-производителей новых скрипок, чтобы избежать использования данных эксперимента в рекламных целях.
Выпуск газеты №:
№66, (2014)Section
Культура