Душистый город
В спектаклях театрального Брауншвейгского фестиваля было что-то о нас, обо мне, о Майдане, о сепаратизме, терроризме, о героизме
Странным образом напряженность нашего существования на грани войны и мира, ощущение толи обреченности толи избранности существования в эпицентре новейших испытаний мироустройства делает восприятие произведений искусства личностными или даже автобиографическими. И Гамлет, и Фауст и перформенсы и концерты — все это наполнено болями дня настоящего.
Нынешний Фестиваль Theaterformen из родного Ганновера перебрался в Брауншвейг. Между городами расстояние в 30 минут электричкой и это не только позволило сохранить симпатии поклонников фестиваля, но и добавило интерес местных театралов.
«Брауншвейгский Штадт — театр» имеет большую оперно-балетную сцену, среднюю и малую драматическую. Экспериментальный театр LOT в сотрудничестве с Департаментом образования на финал Фестиваля приготовил премьеру «Фауст как Фауст», а в городском музее сделали спектакль — экскурсию «Гете — зебра» (о шестичасовом «Фаусте» гамбургского театра «Талия» газета «День «писала в № 140-141 за 2013р.) Гете на родине ставят не к юбилеям, а для взаимопонимания со временем и через время с предками, самими собой и вечностью.
Взаимопонимание с жизнью все время меняющим свои ипостаси — это то радость прихода в мир, то борьба за выживание, то война за достоинство и честь — происходило через фестиваль. Точнее — жизнь как фестиваль — стало темой Theaterformen 2014 года.
«Забытый кусок. Играть чтобы забыть «моноспектакль Тома Струфа о настойчивом желании понять природу чувств собственной бабушки, которую безмятежно счастливой внук видел только на одной давней, сделанной до войны фотографии. Простую истину — нужно иметь мужество жить — юноше не так просто осознать. Он находит курорт высоко в Альпах, где было сделано фото и отправляет туда бабушку. За более чем полвека там ничего не изменилось. Она фотографируется в том же месте, но теперь ее улыбка светится мудростью преодоления испытаний жизнью.
Юноша из спектакля японского театра Niwagekidan Penino «Коробка в большом багажнике» до глубокой ночи занимается какими-то подсчетами в конторе, крепыш-хозяин увидев их результат чуть не убивает его, загоняя в какой-то ящик. Там парню снятся сексуально озабоченые химеры. Кресла, стол, шахматные фигуры, вешалки для одежды — все что есть в их быту фаллосоподобно. Он мучается, стесняется и все-таки признается себе, что это мир его сладких грез.
Во сне вместе с химерами и отцом, в которого превращается его хозяин, он играет мелодию любви в квартете фалософонистив, которые прекрасного дуют в фалосоподобные флейты. Финал режиссера и автора текста Киро Танино ассоциируется с Гоголевским «Носом», правда герой не может найти то, что до сна было у него в штанах. Опасность приближаясь к себе потерять себя, демонстрируется трагично и комично одновременно, однако ясно, что серьоза этой встречи не избежать.
«Близость» австралийского театра Ranters тоже о встрече с собой после себя. Трое актеров вспоминают свою ловкость, успех в молодости. Они жили напряженной художественной жизнью. Но Аrs longa, vita brevis — жизнь коротка, искусство вечно — оказалось мудростью не о них.
С молодостью ушло искусство, а жизнь без возможности им заниматься оказалось слишком длинной.
Во время рассказов-исповедей актеров на экране появляются изображения самих героев 10—15-летней давности. Они просто смотрят на зрителя, правда, другими глазами. Трудно разгадать то ли на всякий случай снялись давно, то ли высокое мастерство гримера сделало их моложе. Точно только что время всегда против артиста.
Популярный венгерский режиссер Бела Пинтер и «Компания» привезли спектакль «Titkaink.Наши секреты». Я видел его в Будапеште. Зритель все время то улыбался, то хохотал, а в финале искренне плакал. Фестивальная публика воспринимала довольно сдержанно приколы сельской жизни. Мамаша, успокаивая зрелого сына, который, похоже, наконец-то нашел женщину, но боится жениться, вспоминает половые проблемы Чайковского, Микеланджело, и считает главным, что он человек хороший. Но дело оказывается в том, что он занимается сексом с дочерью своей избранницы.
Школьница хорошо разбирается в сексе и относится к нему как к проявлению симпатии. В итоге мать узнает, почему перестала интересовать любовника и что именно держит его в ее доме. А дальше в селе как в селе. Никто никому ничего не говорил, но все знают. На огромной рабочей панели магнитофона, которая служит задником декораций, начинают бешено вращаться бабины.
Звучат песни ансамбля «АББА», крестьяне танцуют диско, которое перетекает в зажигательный чардаш. Они как бы затаптывают свои грехи, слабости; опустив глаза, убеждаются в уничтожении их следов из своей жизни.
Чилийцы из театра Mil-Chile, рожденные в 80 годы прошлого века, разыгрывают документальную драму «Год когда я родился» о своих родителях, на долю которых выпало жить во времени демократии Альенде и диктатуры Пиночета. Кому-то было трудно, кому-то было хорошо как всегда, кто-то покинул родину, кто-то считал закон выше любых правителей и всегда за это страдал. Дети могут доказывать правоту родителей, но никакие родительские заслуги не дают детям привилегий в настоящем. Актеры демонстрируют на экране семейные реликвии — фотографии тех времен, газеты, кадры хроники, личные документы, разыгрывают сцены протестов, острых противостояний, пыток... В конце приобщение к воспоминаниям и дискуссии оказывается таким плотным, что когда в финале каждый из 10 актеров берет гитару кажется все зрители внутренними голосами, на своих языках, под единую мелодию поют оду свободе, человечности, чести.
Спектакль швейцарцев Яна Дувендака и Роджера Берната «Продолжите Гамлета, пожалуйста» решен как судебное заседание по поводу обвинения шекспировского героя в убийстве Полония — отца Офелии.
Гамлет оправдывается обстоятельствами, которые вытекают из событий пьесы. Стороны трактуют их в свою пользу, что придает знакомой драматургии какие-то новые акценты, раскрываются то ли не замеченные, то ли иначе прочитаные мотивации поступков. Доказательства своей правоты все приводят из текста пьесы. Не зря перед началом действа каждому зрителю выдали блокнот с ручкой и почти все записали что-то важное, что открылось во время этой театрализованной дискуссии.
Такой заинтересованности хрестоматийной драматургией можно только позавидовать. Так же кстати как и ночному кроссу, который начался в центре Брауншвейга в тот же вечер. Ученики и наставники, сотрудники различных фирм в рекламных униформах, команды дворов, индивидуалы в каких-то ярких костюмах, всех более 15000 — пробегают 5 километров и получают сертификат участника с фиксированным результатом.
Дух спортивных соревнований, дух театрального творчества, аромат цветов на балконах и подоконниках, в садах, парках и парковых зонах все это складывается в ошеломляюще ароматный букет жизни Брауншвейга.
Выпуск газеты №:
№157, (2014)Section
Культура