Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Два виртуоза

Во Львове представили выставку скульптуры Ярослава Юзькива и графики Ореста Гнатива
08 февраля, 14:20

Экспозицию «Контексты» открыли в Историческом музейном комплексе Национального музея имени Андрея Шептицкого (ул. Драгоманова, 42). Оба мастера - львовяне. Мастерству учились в Институте прикладного и декоративного искусства (теперь - Академия искусств).

Ярослав Юзькив - член Союза художников Украины. Творит преимущественно в области станковой скульптуры. Около сорока лет участвует в региональных, общенациональных и международных выставках, конкурсах, симпозиумах, пленэрах.

Орест Гнатив работает в области графики, живописи, декоративно-прикладного искусства. Участвовал в выставках графики в Киеве, Львове, Ивано-Франковске, Вильнюсе, Торонто, Синт-Никласе (Бельгия), Фредрикстаде (Норвегия), Мальборке (Польша). Графические произведения Ореста Гнатива представлены в собраниях музеев Украины, Польши, Норвегии, Бельгии, коллекциях клубов Экслибрист Вильнюса и Киева, в частных коллекциях.

«Пластическое мышления Ярослава Юзькива как авторская система образного освоения мира начала формироваться с конца 1980-х годов, - рассказывает искусствовед, историк искусства Роман Яцив. - Базовым элементом этой творческой методологии стала метафора, которая в то время проявлялась в основном в диапазоне лирических рефлексий. Вся дальнейшая практика скульптора сводилась к углублению этического измерения пластики, обострению отдельных формальных черт лепки с целью передачи более сложных суждений о жизни».

По мнению профессора Яцива, острые творческие реакции вызвали у Ярослава Юзькива общественные настроения до и после Революции Достоинства: «Морально-ценностная плоскость политических событий этого поворота национальной истории заняла видное место среди его жанрово-тематических приоритетов. Дух перемен закрепил и новые эстетические свойства формы, которые на сегодня составляют смысловую целостность. В такой творческо-мотивационной заданности скульптор обратился к классическому аллегорического репертуару».

Занимая выразительную гуманистическую позицию, Ярослав Юзькив ищет все новые и новые «фронты» противоборства добра и зла, чтобы заострить внимание современников вокруг сущностных проблем духовно-нравственного уровня.

В указанной системе ценностных координат скульптор остается свободным при пополнении «интонационной палитры» - о масштабных императивах жизни, истории и современности, Духа и подсознательного говорит на языке конструкции, а не деструкции, символа, а не имитации, живой энергетики, а не созерцания. Среди его работ немало проникновенных лирических образов, являющихся носителями внутреннего света и заглубления автора в потаенные лабиринты сознания. «Языком элитарного искусства Ярослав Юзькив разрывает цепи человека покоренного, прокладывая ему путь к свободе, к ипостаси Героя - в аллегорической и психологической проекциях».

Ореста Гнатива профессор Яцив называет хозяином особого поприща художественных опытов, где взаимодействуют истинно внутренние рефлексии автора на разные «сцены жизни» и оживленные потоки социокультурной коммуникации: «На стыке этих динамических систем и завязываются темы, мотивы и пластически-образные формы его графики».

Уже более тридцати лет художник конструирует метафорическую реальность в тех формальных средствах, которые передают и его эмоциональные состояния, и его гражданские чувства. Экспрессивное обострения языка во многих его циклах в рамках прагматической, гармонизированной в составе всех элементов композиции, является неотъемлемой особенностью темперамента этого известного украинского художника.

Оригинальность формообразующего мышления Гнатив продемонстрировал еще в конце 1980-х годов, когда появились его эстампные листы «Львовские мотивы» и коллекция книжных знаков. «В трактовке изобразительных мотивов тогда преобладала синтетически-декоративная эстетика, в недрах которой вызревала уже более свойственная автору экспрессия, - говорит Роман Яцив. - Эта сопряженность лапидарности высказывания с необарочным обогащением формы активно прогрессировала в произведениях 1990-х годов, а окончательно укрепилась наработками последующих двух десятилетий. В течение 2010-х годов художник вышел на новые композиционно-структурные решения, которые модифицировали его формальный язык и обогатили ее интонационно-ассоциативную палитру».

Виртуозность технических приемов, что эволюционировала в течение всего творческого пути Ореста Гнатива, дала ему возможность выйти на значимые философичные темы, которые объединились в тематических циклах последнего десятилетия в новых эстетических редакциях. Мастер ищет современные и точные определения состояний общественного сознания, исторической памяти, проблем этики и духовности. В его произведениях - аллегории противостояний добра и зла, ценностных деформаций, а методологической основой цикла цветных гравюр «Лес людей» (2017-2019) стал неосимволизм: «Художник добивается более глубоких смысловых наполнений своих композиций, сохраняя стройность самой пластической конструкции каждого мотива. Не менее ценными являются лирические импрессии автора, отсвечивающие глубоко личностные взгляды на гармоничную составляющую жизни».

Осмотреть выставку двух современных практиков искусства, представителей одного творческого поколения и общей профессиональной выучки - Ярослава Юзькива и Ореста Гнатива успеют все желающие - экспозиция «Контексты» в Историческом музейном комплексе Национального музея имени Андрея Шептицкого продлится до 29 февраля.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать