Дважды в месяц — радиопремьера!
Виктор Набруско о возрождении забытого, но популярного у слушателей жанра радиопьесы![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960127/413-7-1.jpg)
«День» (№236 за 2009 г.) уже сообщал о победителях III Всеукраинского конкурса радиопьес «Возродим забытый жанр», организатором которого является Национальная радиокомпания Украины. Начав два года назад эту масштабную и благородную творческую акцию, поставив уже свыше двух десятков радиопьес финалистов предыдущих конкурсов, можем уверенно сказать: этот проект показался удачным. Напомним, что в Украине и в бывшем СССР этот уникальный жанр на протяжении десятилетий был если не запрещен, то, по крайней мере, не желателен и не пропагандируем. Хотя можно вспомнить о мировой радиопьесе и о классиках радиодраматургии — Б.Брехте, А.Кристи, С.Лема, Р.Бредбери, Ф.Дюренматта, Ф.Феллини и о национальных школах радиодраматургии — финской, немецкой или американской, и о том, как появлялся и развивался этот жанр в мире и как уничтожался у нас. Причем уничтожался не только радиожанр, но и его создатели (это очень драматическая страница нашей истории)... В настоящее время ситуация изменилась, и благодаря конкурсу популярный среди слушателей жанр возрождается — об этом разговор с президентом НРКУ, главой жюри Виктором НАБРУСКО.
— Если вспоминать первый конкурс, то перед его объявлением мы еще имели определенные сомнения — найдутся ли радиодраматурги, поступит ли в наш адрес хоть одна настоящая радиопьеса, в конечном итоге, состоится ли вообще и сам конкурс? Но когда в адрес Украинского радио начали приходить бандероли с десятками и сотнями радиопьес, стало понятно, что конкурс очень нужен. Эксперты отбирали то, что было лучшим и наиболее профессиональным, — вспоминает НАБРУСКО. — В настоящее время по Первой программе УР каждое первое и второе воскресенье месяца в 17 часов 30 минут слушатели имеют возможность слышать новые произведения. И каждый раз — премьера! Символично, что их режиссером-постановщиком является известная актриса Театра им. И. Франко Наталья Сумская. Этот конкурс настолько ее заинтересовал, что вот уже третий год подряд она активно сотрудничает с творческим коллективом «Радио «Культура». Это очень непростой жанр, ведь режиссер радиопьесы должен совмещать в себе звуковика, режиссера, музыковеда и ко всему еще и бать человеком с изысканным художественным вкусом, потому что ухо режиссера радиопьесы должно слышать много чего — от самых разнообразных звуков и шумов, до тонов и полутонов музыки. А это очень непросто.
Сегодня сформировались два творческих коллектива вокруг своеобразных театральных менеджеров — заведующего редакцией радиотеатра Светланы Гудзь-Войтенко и ее заместителя Натальи Коломиец. В настоящее время их работа — это также сплошной эксперимент и поиски. Они — первопроходцы, все время находятся в творческом поиске. Это тяжелый труд, но, как видим, уже есть хорошие результаты.
В настоящее время мы пробуем свои силы на международном уровне, осознавая, что еще далеко нам до европейского уровня (по уровню технического оснащения и по финансам), хотя имеем кадры и можем сделать хороший «продукт». Так, на прошлогоднем Берлинском фестивале «Приз Европа» мы продемонстрировали радиопьесу лауреата нашего первого конкурса Натальи Коломиец «Хрематофобия», которая вызвала большую заинтересованность. Шведское радио выразило желание купить у нас это произведение, чтобы продемонстрировать его своему слушателю. А на нынешнем фестивале «Приз Европа» постановку радиопьесы «Бабай» Сергея Щученко, также лауреата нашего первого конкурса, представлял первый вице-президент НРКУ Валерий Колинько, и она также имела хорошие отзывы.
— Чем был интересен третий конкурс? Какой была география авторов и по какому принципу подбирали финалистов?
— Финалистов в этот раз подбирали не посторонние эксперты, а люди заинтересованные, те, кто сам ставит радиопьесы, то есть работники радио, которым завтра работать с этим материалом, и каждый будто примерял, проектировал, как это будет выглядеть в звуке, музыке, актерском исполнении. Произведения к нам поступали со всей Украины. Имеем даже одну радиопьесу из Словакии — из Пряшивщины. Возраст авторов — от 14-летнего школьника до пенсионеров. Профессия — писатели, журналисты, учителя, инженеры, студенты, школьники. Тематика радиопьес была широкой: Голодомор, бедность, наркотики, предвыборные страсти. Но преимущество мы отдавали произведениям с оптимистичным финалом. Должен быть свет в конце тоннеля, хотя совсем избежать таких тем мы не могли и не ставили такой задачи перед экспертами. Кроме того, чуть ли не самым главным требованием к пьесам было художественное совершенство и хороший язык. В финал эксперты отобрали 30 радиопьес (27 «взрослых» и 3 «детских»).
В настоящее время мы можем уже говорить не просто о радиопьесах победителей конкурса, но и, в частности, о таких номинациях, как «Радиосериалы» и «Детская радиопьеса». Такие произведения есть. И они вышли в финал. Это талантливые авторы. Если радиопьесы для взрослых практически не писали для нашего конкурса, то о детских нечего и говорить! Редакция образовательно-воспитательных программ УР во главе с главным редактором Ларисой Тарасовой согласилась ставить детские радиопьесы, а это значит, что мы таким способом возрождаем и детскую радиодраматургию. Какая из радиостанций сегодня может предложить такой продукт современному украинскому ребенку? Ни одной! А радиосериал — жанр, о котором мы практически не знали. Были одиночные попытки, но теперь на Украинском радио могут идти специально написанные для УР радиосериалы от отечественного автора. Среди пьес-финалистов имеем два сериала — один бытово-житейский, а второй — детективный.
— И кто же они, победители третьего конкурса?
— Среди победителей и дипломантов третьего конкурса не только киевляне, но и представители почти всех регионов Украины. Так, Иван Кидрук из Ровно стал обладателем первой премии с радиопьесой «Политик и психиатр». Само название этого произведения свидетельствует, что это о нашем непростом настоящем с его бесконечными выборами и сплошной заполитизированностью, но не это было определяющим при голосовании членов жюри. Художественное совершенство этого произведения — вот что было главным! А кто такой Иван Кидрук? Работал в школе, писал для ровенской местной прессы (юмор, фельетоны, памфлеты). Он автор сборников юмора и сатиры «Дай характеристику» (Киев), «Скрытой камерой» (Львов), «Магазин правого ботинка» (Ровно). Но значительное количество его произведений неопубликованы. А в настоящее время он победитель!
Вторую премию получила Марина Павленко по радиопьесе «Стол». Она — профессиональная писательница из Умани. Автор нескольких поэтических и прозаических книг, победитель нескольких литературных конкурсов («Гранослов», «Факел», «Золотой аист», дипломант «Коронации слова-2004»). Преподаватель кафедры украинской литературы Уманского государственного педагогического университета им. П. Тычины, кандидат педагогических наук, доцент. Ее радиопьеса — о Голодоморе 1947-го. Семья — мать, двое дочерей и сын решают продать последнее, что осталось в доме, — стол очень красивой работы, потому что уже высохли от голода. Почти обессиленные, они едва дотянули стол до базара, но за весь день его никто не купил. Наконец появился покупатель. А что было дальше — слушатели услышат в нашем эфире. Тема, поднятая в пьесе, очень непроста. Кто-то на ней уже даже спекулирует, но Марина Павленко, создав в радиопьесе образ Стола — как символ благосостояния и достатка в доме, доказала, что даже на такие непростые темы можно писать оптимистично и очень искренне.
С третьей премией вышла интересная история. Когда мы подсчитывали голоса, то выяснилось, что за две радиопьесы «Одинокая женщина желает познакомиться, или Игры для рыб» и «Тополинка» получили одинаковое количество голосов — по 23. То есть нужно было третью премию распределить между двумя авторами. Но обе радиопьесы написаны одним автором — Надеждой Гуменюк из Луцка.
Традиционно имеем девять дипломантов конкурса. О каждом из них и об их пьесах можно рассказывать много и интересно, и обо всем этом будет идти речь в наших радиопрограммах. Отмечу лишь, что среди дипломантов в этом году есть и радиодраматург из-за границы. Это известный украинский писатель из Словакии Иван Яцканин. Поэтому со временем наш конкурс может превратиться в международный.
— Когда-то вы говорили о том, что мечтаете о создании Национальной школы радиодраматургии. Реально ли это в настоящее время?
— Конечно реально! Мы ищем и находим таланты по всей Украине, мы ставим радиопостановки, ездим на конкурсы. В настоящее время в нашей наработке уже свыше двух десятков поставленных радиопьес, и я уверен, что некоторые из них через многие годы будут демонстрировать отечественную классику украинской национальной радиодраматургии.
Выпуск газеты №:
№13, (1996)Section
Культура