Эдуард МИТНИЦКИЙ: «Театр — это одна из форм сопротивления»
Каким будет 35-й сезон левобережцев и как воспитать своего зрителя?Символично, что Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра откроет новый сезон 7 сентября спектаклем «Звонок из прошлого» (режиссерский дебют актера Владимира Цывинского, руководитель постановки — Эдуард Митницкий), ведь без прошлого нет будущего! В этих театральных стенах всегда царит творческий дух, и каждый левобережец имеет шанс поэкспериментировать, зная, что в трудную минуту его поддержат и подскажут, а худрук коллектива обладает великим педагогическим даром. Под его «крылом» выросло целое поколение режиссеров, которые сегодня создают лицо украинского театра, а актеры труппы снискали славу и популярность у зрителей. Эдуарда Марковича можно назвать селекционером, который с любовью выращивает таланты. О том, какие сюрпризы для публики готовит мастер и его команда в новом сезоне, как под одной крышей уживаются два коллектива («Вільна сцена» и Театр драмы и комедии) и как воспитать своего зрителя — наша беседа.
«ЧЕМ ВЫШЕ ПЛАНКА — ТЕМ БОЛЬШЕ... РИСКА»
— С каждым годом благодаря относительно серьезному репертуару и опыту, приобретаемому актерами в театре и на съемках в профессиональном кино, совершенствуя свой внутренний и пластический инструментарий, мы формируем свою афишу, — подчеркнул Эдуард Маркович. — Хотя не секрет, что зрителей проще собрать на легкие французские или американские комедии. Стараемся держать вкусовое равновесие и ориентируемся на высокую литературу. И уже 14 сентября приглашаем на первую премьеру сезона. Одну из самых знаменитых и интригующих пьес мирового репертуара «Войцек» Георга Бюхнера ставит Дмитрий Богомазов. У нас спектакль будет идти под названием «Войцек. Карнавал плоти». Постмодернист Роберт Уилсон так сказал о пьесе Бюхнера: «Это очень современная политическая драма, в которой идет речь о том, как все человеческие ценности уничтожаются, когда общество толкает индивидуума за грань возможности выживания...» Затем в афише появится спектакль «Опискин. Фома!» по повести Ф. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» — работа известного режиссера Алексея Лисовца. Думаю, что зрителей заинтересует спектакль молодого режиссера Тамары Труновой. Она получила «Киевскую пектораль» за веселую историю для детей и взрослых «Пассажир в чемодане» (кстати, Трунова, как Богомазов и Лисовец, тоже моя ученица). Пьеса, которую поставит Тамара, называется «Две дамочки в сторону севера» молодого французского драматурга Пьера Нотта — по итогам 2008 года была объявлена критиками лучшей пьесой года во Франции. Поработает с нашими актерами и сербский режиссер Бата Недич. Он предложил очень интересную комедию «Радован ІІІ» Душана Ковачевича — известного сербского драматурга и киносценариста. (Кстати, фильм «Андеграунд» Эмира Кустурицы был снят по сценарию этого автора.) И уже откликнулся спонсор!
Молодые режиссеры «женской волны», убедительно проявившие себя в минувших сезонах — в спектаклях «Меня нет...» (Тамара Антропова и Настя Осмоловская) и «Бесхребетность» Ингрид Лаузунд (режиссер Анастасия Осмоловская), предлагают известную пьесу В. Винниченко «Черная Пантера и Белый Медведь» и «Четыре истории любви» популярного в Европе швейцарского драматурга Лукаса Берфуса.
Владимир Цывинский после весьма удачной режиссерской работы (спектакль «Звонок из прошлого» по пьесе Анатолия Крыма) увлечен «Сценами из супружеской жизни» Ингмара Бергмана — произведением, чрезвычайно сложно анатомирующим конфликтную природу человеческих отношений. Правда, чем выше планка — тем рискованнее результат, но, тем не менее, риск стимулирует творчество.
Предполагается и дебют в нашем театре еще одного молодого режиссера — Игоря Матиева с пьесой «Попкорн» Бена Элтона (английского сценариста, писателя и комедиографа, одного из самых популярных современных авторов). В Париже эта пьеса была номинирована на семь наград премии Мольера.
«ВРЕМЯ — ЕДИНСТВЕННАЯ НЕПОДКУПНАЯ СУБСТАНЦИЯ»
— А вы, как режиссер, чем порадуете театральных гурманов?
— Мои планы — «Орфей спускается в ад» Теннесси Уильямса. 35 лет назад в Крымском театре им. Горького я ставил спектакль по этой пьесе. Играли еще совсем молодые, а ныне популярные актеры — народный артист России Александр Голобородько (нынче москвич, служащий в Театре им. Моссовета) и наш — заслуженный деятель искусств Украины Станислав Пазенко. Время перекроило отношение к пьесе. В конце 1960-х казалось, что события пьесы Уильямса далеки от наших реалий. Но время — единственная неподкупная и непродажная субстанция, самая жестокая хозяйка всего живого, самой жизни. И распорядилось оно безжалостно: нынче, когда читаешь «Орфея...» то, если поменять фамилии персонажей и географию, — впечатление, словно драматург воскрес и пристально всматривается в наш сегодняшний день. Автор пьесы пытается найти истину: что есть свобода и что есть одиночество, и есть ли между ними знак равенства...
— Эдуард Маркович, а как «Вільна сцена» под руководством самобытного Дмитрия Богомазова вписалась под крышей Театра драмы и комедии? Не тесно ли двум творческим коллективам? Как отнеслись к тому, что из родного «гнезда» ушел ваш талантливый ученик (по творческому общению и сотрудничеству в театре в течение десяти лет) Андрей Билоус, которого назначили исполняющим обязанности худрука Молодого театра?
— Я за Андрея рад. В прошлом сезоне он у нас начал репетировать «Чего хотят женщины?» по произведениям «отца комедии», древнегреческого комедиографа Аристофана. Обещал закончить эту работу. Двери нашего театра всегда для него открыты. Дай Бог, чтобы в новом коллективе Андрей был понят и принят — это гарантия серьезных работ режиссера, а значит и трупы.
С «Вільной сценой» произошло органичное и предполагаемое возвращение Дмитрия Богомазова в «дом, где мы родились». Мастер и его команда быстро адаптировались на левом берегу: заняты в репетициях предстоящей премьеры и, по необходимости, входят в действующий репертуар. Спектакли театра репетируются и для основной сцены, для малой сцены и на площадку «Вільной сцены» (ул. Олеся Гончара, 71), название которой нам импонирует.
«РЕЖИССУРА НАЧИНАЕТСЯ С ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО НАПОЛНЕНИЯ»
— Профессия режиссер — поштучная, и считается, что научить человека стать режиссером нельзя. Судя по тому, как у вас много учеников, и очень талантливых учеников, вы умеете научить режиссуре. И их первые шаги — в Театре на левом берегу... На ваш взгляд, в чем секрет педагогического и режиссерского мастерства?
— В 35-м сезоне предполагается дебют в нашем театре еще одного режиссера — надеемся на спонсора. Если состоится, это будет 20-й, мой бывший студент нашего театрального университета им. И. Карпенко-Карого, имеющий опыт работы в театрах Украины. Что касается секрета, то нет секрета, а есть предчувствие, что ли, опыт... Обучение режиссуре начинается уже тогда, когда с абитуриентом встречаюсь на вступительных экзаменах. В этот первый момент надо внимательно посмотреть в глаза. Что можно увидеть в его взгляде? Если угадываешь — получается, а ведь бывают случаи, когда и не угадываешь... У меня тоже были ошибки. Очень важен момент первой встречи, нужно попытаться угадать, что у него в душе. Человеческое наполнение — с этого начинается режиссура! Технике можно научить, а вот душевная наполненность, потребность личностного (для своего возраста) взгляда на явления бытия — это от Бога, от родителей, от сердца, а лишь затем от учителей. Культура, ее корни, эстетическая подготовка, этическое воспитание — образование в целом — обязательные предпосылки важнейшего компонента режиссерской профессии — интуиции, чутья! Чутье, интуиция провоцируется информацией. Чутье рождает догадку. С догадки начинается практическая режиссура. Выдумка относится к форме — идеи рождает душа. Главное — направить начинающего режиссера в «свой театр», помочь найти свой образный язык, свою художественную религию. Научить его через актера пройти трудный путь от замысла к воплощению. Испытать радость воздействия на зрителей своих представлений о жизни, своего личного (пусть не сразу и не для всех) миропонимания...
— Приступая к работе, нужно буквально влюбиться в пьесу, и тогда спектакль получится? Нынче уже прошли времена, когда режиссеры вынуждены были к определенной дате ставить спектакли. Хотя в творческий процесс может вмешаться спонсор, диктуя, чтобы ставили ту или иную пьесу, а главную роль играла его любимая женщина...
— Мы очень зависим от бюджета, от меценатов и спонсоров. Если в репертуаре только высокая драматургия — страдает касса! К сожалению, у нас в Украине не так много театральных гурманов. Если сегодня происходит раздвоение страны на два языка — значит, культурный пласт недостаточно высок. В театр на забавы публика идет с удовольствием, а если, сидя в зале, приходится сопереживать, работать мозгами — не всем это по вкусу. Смех отвлекает, но ненадолго. От себя не уйдешь. Приходится балансировать, включая в репертуар разновекторные произведения, но не теряя здравый смысл. Но есть зрители, которым мало одних лишь развлечений, и они выбирают спектакль, где есть повод к размышлению. И если мы каждый вечер привлекаем своим спектаклем хотя бы на одного думающего человека больше, чем вчера, — в этом мы видим подтверждение не зря прожитого дня.
— Один из известных британских режиссеров и критиков, Тони Палмер сказал, что театр — это зеркало нашей жизни. Согласны ли вы с этим утверждением?
— Я думаю, что только зеркало недостаточно для серьезного театр и для высококлассной драматургии. Театр — это одна из форм сопротивления. В советское время это была одна форма, а сейчас — другая. Вся наша жизнь — выживание, и моральное, и физическое. Невольно накапливается гнев, обида, и человек внутренне вооружается. Литература, театр, отличающиеся социальной зоркостью, подобно дозиметру улавливают настроения в обществе: «миграцию» веры в неверие, надежды — в отчаяние, терпения — в стихию... Разве не подводные течения в человеческой жизни и есть содержание и смысл театра, искусства в целом?
Выпуск газеты №:
№157, (2012)Section
Культура