Перейти к основному содержанию

Эхо «Иглавы»

В Центре Курбаса в Киеве показывали фильмы из коллекции фестиваля документального кино в Чехии
16 сентября, 12:19
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ТРУБА»

В прошлый четверг в Национальном центре театрального искусства имени Леся Курбаса открылся организованный Чешским центром в Киеве кинопоказ «Эхо Международного фестиваля документального кино «Иглава».

«Иглава» — огромный ежегодный фестиваль документальных фильмов в одноименном чешском местечке. Собственно, о нем, местечке, и была первой показана в тот день лента. Но это оказался не стандартный краеведческий или исторический фильм, а... коротенький мультик, сделанный намеренно в примитивной манере (персонажи и декорации сделаны из картона и бумаги, их демонстративно двигают руками), который иронически рассказывает о некоторых событиях из истории Иглавы, показывает личность местного уроженца, выдающегося композитора Густава Малера, а более всего сосредоточивается на пожарах, которые загорались преимущественно тогда, когда пекли пончики. Этот мультфильм так и называется — «Про Иглаву», сняли его Ева Быстрианска и Гинек Бернард.

Зато второй фильм оказался весьма длинным. Это — «Труба» россиянина Виталия Манского, рассказ о газопроводе «Уренгой-Помары-Ужгород» (известный также как «Дружба»), о жизни простых людей в тех краях, где он пролегает. Картина снята в мечтательном и статическом настроении, однако, динамизма в подавляющем большинстве эпизодов предостаточно. Поэтому сначала на экране возникают экзотические пейзажи далекого Севера — собственно газовые месторождения с диковатыми статуями «золотых газовиков», жизнь коренных народов, провинциальные торжества и тому подобное. Интересно, что в показанных населенных пунктах часто как раз и нет газа. Зато есть железнодорожная вагон-церковь, которая путешествует по маленьким станциям, где священник-»гастролер» крестит и исповедует тех, кто в этом нуждается. Можно увидеть и один из старинных городов «Центральной» России — в нем происходит локальная, но драматичная история ареста сторонников местной Коммунистической партии во время очень малолюдного и нудного празднования Дня рождения Ленина. Наконец, появляется поселок Тёткино (старое украинское название — Титчин) на российско-украинской границе, на той части Слобожанщины, которая отошла к России. Здесь фальшиво играет трогательный оркестр, а потом его участники за столом обсуждают политические события.

Украина в «Трубе» показана очень коротко. Один сюжет — празднование 9 мая в местечке на Черниговщине. Его изюминкой является газовый баллон, который на время торжества закладывают под «Вечный огонь», чтобы он вспыхнул, а затем сразу вынимают назад. Второй — неожиданно неяркая жизнь ромского квартала где-то на Закарпатье. Симптоматически редуцированной Украиной география фильма не заканчивается. Есть еще очень иронический пожилой белорус. Есть кузнецы из польской глубинки. Есть чешский сотрудник крематория. И есть, наконец, многочисленные кадры из Германии — Кёльнский карнавал, рабочий день человека, который развозит газовые баллоны, и его верный компаньон-песик, вечер эмигранта из Кавказа и даже «ностальгически» оформленный фестиваль — встреча ветеранов строительства газопровода с песней «Freundschaft — Дружба». Что же, «российскую точку зрения» никто не отменял, даже в предельно далеком от пропаганды кино, и все же, несмотря на это, фильм получился и познавательным, и визуально интересным. Эту мысль подтверждают его многочисленные награды на международных фестивалях.

На следующий день в центре Курбаса показали «Возвращение в Адриапорт» Адели Бабановой (Чехия), «Свободу для Сметаны» Вита Клусака и Филиппа Ремунды (Чехия), а 6 сентября — «Украина как поэма» Яна Антонина Питинского (Чехия, при участии Юрия Андруховича), «Не укради» Мартины Малиновой (Чехия) и «Дело Цервановой» Роберта Киргхофа (Словакия-Чехия).

А в соседнем с кинозалом помещении все эти дни можно было посмотреть фотовыставку «Листопад’89» в рамках фотопроекта «Чешские судьбоносные даты». Это — «Бархатная революция» в Праге глазами чешских фотографов, материал очень понятный и актуальный в сегодняшней Украине, ведь многочисленные параллели с нашим Майданом более чем очевидны. Однако, по-видимому, этот материал не менее актуален (хотя уже в другом смысле) и для сегодняшней Чехии, судя по тому, какие неоднозначные отзывы на украинские события поступают из этой страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать