Елена МИСТАЛЬ: «В Украине все — артисты»
Бывшая киевлянка, а ныне жительница французского города Баньоль-де-Л’Орн уже 20 лет продвигает отечественное образование за рубежомСреди достижений Елены Мисталь — Украинская парижская школа, Замок искусств в Нормандии, куда приезжают украинские художники, а также договор о сотрудничестве между городом Баньоль и украинским городом-курортом Хмельником.
Но деятельность пани Мисталь не ограничивается только образованием. Елена принимала у себя в гостях актрису Раису Недашковскую, художников Костя Лавро, Николая Гроха, мастерицу гобеленов Людмилу Жоголь, кинопродюсера Владимира Филиппова; а Пьер Ришар носит подаренную ею вышивку. Когда в 2009 году Люк Бессон снимал блокбастер «Перевозчик-3», люди из его команды обратились в посольство Украины, чтобы им дали портрет президента Украины, а из посольства их направили к мадам Мисталь. Она нашла и портрет президента, и Уголовный кодекс Украины, купила в киевском «Военторге» военную форму и доставила в Париж, дала паспорт своей мамы, которую, как и героиню, зовут Валентиной. Когда кастинг-директор фильма спросил у Елены, которая привезла реквизит на площадку, правильно ли они сделали, что отобрали на роли второго плана поляков, она сказала: «Зачем вам поляки, у меня есть целая школа украинских родителей». Поэтому 40 украинцев, включая пани Елену, снялись в массовке «Перевозчика-3», и в титрах фильма есть благодарность Украинской парижской школе.
Мы встретились с мадам Мисталь в начале этой недели, сразу после ее приезда в Киев.
— Пани Елена, для начала расскажите немного о себе. Насколько я знаю, у вас насыщенная биография.
— Я — киевская парижанка, которая уже 19 лет развивает украинское образование во Франции. Просветительскую работу начала с 18 лет. Работала в Украинском колледже имени Сухомлинского, в 1997 году открыла в Киеве Международный клуб детской дипломатии, баллотировалась в горсовет в Комитет по вопросам образования — не хватило двух голосов. Так что во Францию я поехала после 10 лет службы в образовании. Создала там три украинско-французских ассоциации. В 2003-м — Школу искусств, в 2005-м — Украинскую парижскую школу и, наконец, в Нормандии в 2013-м — Замок искусств.
«РАБОТЫ ХУДОЖНИКА НЕ НУЖДАЮТСЯ В ПЕРЕВОДЕ, ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНО УПРОЩАЕТ ПЕРЕДАЧУ ИНФОРМАЦИИ, ИСКЛЮЧАЕТ ЛЮБЫЕ ТРУДНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ», — СЧИТАЕТ АЛИНА ГАЕВА, МАСТЕР ИЗ ДНЕПРА
— Просветительство было вашим сознательным выбором?
— Я уже в 10 лет решила, что хочу учительствовать. Мой отец военнослужащий, служил в Прибалтике, в России, так что в Киев я приехала уже в 12 лет из неукраинской среды, но папа меня записал в украинский класс. Был патриотом и сказал: «Ты сможешь». Учительница украинского языка Ольга Гусак посадила меня за первую парту и всегда вызывала отвечать. Первое стихотворение, которое я выучила — «Рученьки терпнуть, злипаються віченьки». Вот моя жизнь в украинском образовании так и складывалась под этим лозунгом — еще начиная с 1985-го.
— Какой была ваша первая школа как преподавателя?
— Мне с ней повезло. Когда училась на ІІІ курсе Пединститута имени Горького (в 1988-м), то у нас сделали эксперимент — открыли школу №272 на Левом берегу и пригласили работать студентов. Мне достался класс 5-Е — туда посылали всех, кого отбраковывали из остальных классов. Их называли «Еленовцы». И через два года мы стали А-классом, потому что побеждали и показывали хорошие результаты. Я говорила детям: «Не смотрите под ноги, смотрите вверх, там светит солнце». Мы старались работать вместе.
— Кого из своих учеников вы запомнили больше всего?
— Был мальчик Андрей Кузьменко — высокий, блондин, очень нестандартный. Таких обычно садят на последнюю парту, но из-за того, что он требовал к себе внимания, сидел на первой с отличницей Любочкой. У Любы сейчас двое детей, она банковский специалист, защитила диплом во Франции. А Андрюша — подполковник «Альфы» — погиб на Оболони в 2015 году во время спецоперации, потому что там были захвачены в заложники женщина и ребенок. Потому что вырос такой правильный. Поэтому у меня в настоящий момент долг перед Андреем, потому что, как сказала его жена, «он очень вас любил». Поэтому уже 20 лет я работаю.
— Кто учится в Украинской парижской школе?
— У нас там 100 детей, преимущественно украинские дипломаты. Это единственная во Франции школа, которая дает украинский аттестат. В целом за рубежом на сегодня 44 таких школы. Мы готовим детей как частная школа, и они после выпуска могут иметь два аттестата: французский и украинский.
— А французские дети ходят к вам?
— От смешанных браков, рожденные уже там. У нас есть садик, прекрасная библиотека. Детям, которые постоянно живут во Франции, не нужен тот украинский аттестат, но украинский язык, культуру, музыку, хореографию они учат, а главное — читают.
ИЗВЕСТНЫЙ МАСТЕР ВЛАДИМИР КОЗЮК ПРЕДАН ОДНОМУ ЖАНРУ — ПЕЙЗАЖУ, ХУДОЖНИК ПОСТОЯННО ОТКРЫВАЕТ ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ОБРАЗЫ И ЖИВОПИСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ДЕМОНСТРИРУЯ БОГАТСТВО ТЕМ И СЮЖЕТОВ
— Что такое Замок искусств?
— По сути, это школа-пансион. Дети могут приехать на период от месяца до полгода. Они проживают во французских семьях. Учат французский, не теряя при этом аттестат. В целом Замок искусств — это обучение разным профессиям именно как искусству — искусству кулинарии, архитектуры, дизайна, рисования — чтобы понять, как жить в этом мире. Мы берем в аренду разные замки в качестве летних лагерей. С 2011 года у нас побывали сотни детей. Дружим с французской школой в Пуще-Водице, их дети приезжают на практику к нам. Например, недавно за 7 дней — 7 замков, от Лувра до Нормандии. Наша база находится в нормандском городке Баньоль, где я живу. Сотрудничество настолько интенсивно, что мэр города уже повесил украинский флаг.
— Что вас привело в Украину на этот раз?
— Проект «Молодость-3» — учеба украинцев и молдаван во Франции по разным направлениям: аграрная сфера, медицина, гостинично-туристический бизнес, ІТ. Моя миссия здесь в настоящий момент — отобрать партнеров для этого. Надеюсь найти уголок для проживания, потому что теперь я с этим проектом буду каждый месяц в Киеве. Будем привлекать молодежь от 16 до 30 лет со знанием французского языка. Впервые наш маленький городок подал такой большой проект. Поэтому сейчас встречаюсь с МИД, Минобразования, мэрией. Хочу подать эту программу на маленькие города, до сентября должны отобрать те вузы, которые примут участие в проекте. Франция финансирует 70%, Украина и Молдова — по 15%. Надеюсь победить чиновников. Десятки ректоров хотят и могут.
— Еще одна ваша акция — пленэр «Импрессионизм: украинская версия» при участии украинских художников в Нормандии. Как пришла вам эта идея?
— Я привозила детей на импрессионистические пленэры с 2010 года. А в прошлом году решили сделать впервые для взрослых. Сегодня в Киеве буду вручать дипломы мэрии города Баньоль украинским художникам за участие в этом пленэре. Кстати, у нас был представлен не только Киев, но и Винница, Мукачево, Симферополь. Это действительно была большая группа: 11 профессиональных художников, три любителя, два журналиста, трое детей, которые также писали или давали концерты по вечерам в арт-резиденции Chateau Des Arts. Это был интересный эксперимент: вдохновиться нормандскими пейзажами, откуда истоки импрессионизма как жанра и работать на пленэре с раннего утра до позднего вечера, даже иногда под дождем. Мы планировали сделать 70 работ — получилось 130! Вместо двух — сделали пять экскурсий, включая знаменитый сад Клода Моне в Живерни Устроили вернисаж в городке Баньоль и выставку в Париже. Даже продали некоторые работы, чем я очень горжусь. Ведь это и есть признание таланта наших художников французами. Более того, это общение через живопись и является культурной дипломатией в действии. Сейчас это очень важно для Украины и классно, что это делается не по указанию сверху или для галочки, а самими людьми, частной инициативой.
НА МЕЖДУНАРОДНОМ ПЛЕНЭРЕ ХУДОЖНИКИ СОЗДАЛИ ЦЕЛУЮ СЕРИЮ НОВЫХ КАРТИН. ОДНА ИЗ РАБОТ ОЛЬГИ ЗАЙЦЕВОЙ
— С таким объемом забот где вы живете?
— Формально в городке Баньоль, но на самом деле в поезде. В шесть утра сажусь в поезд, в девять я в Париже, в 20.00 назад, в 22.00 дома.
— Скажите, а вам не скучно в тихом курортном городке?
— Судите сами. У нас в г. Баньоль живет менее 3000 людей, а бюджет — 12 миллионов евро. В год — 500 тысяч туристов. Все живут от аренды. Но большая часть налогов от гостиниц, казино остается в местном бюджете, вот что важно! Поэтому имеем бесплатный автобус, тоже из налогов оплаченный, поэтому у нас есть прекрасный кинотеатр, по пятницам мэрия оплачивает концерты, устраивает бесплатные дискотеки, ездят кареты, приезжают оркестры, идут спектакли. За счет средств мэрии — также вся внешкольная деятельность, все кружки при школе (я там, кстати, преподаю пластические искусства). В городе работают 62 спортивные и культурные ассоциации. Есть соревнование по гольфу, этап велогонки «Тур де Франс», чемпионат Франции по картам Таро, ипподром. Также фестивали джаза, мотоциклов «Харлей-Дэвидсон» и стиля Бель Эпок. В целом Нормандию называют 21-м районом Парижа. В выходные — пробки на въезд и в воскресенье — на выезд из города.
— Какие у вас планы на ближайшее будущее?
— Есть идея артистического экспресса, подам ее на французские железные дороги, чтобы у нас был арт-поезд. Мы садимся и едем по Франции — ночуем в нем, днем учимся и путешествуем. Замок есть, теперь должен быть поезд.
— И все-таки как вы справляетесь? Столько работы...
— Трудно, конечно. Не любила никогда объяснять, лучше самой сделать. Но в настоящий момент наконец начала больше доверять своим заместителям, помощникам и партнерам по международным проектам.
— Кем же вы себя считаете: француженкой, украинкой, гражданкой мира?
— Я придумала такое самоопределение: киевская парижанка, парижская киевлянка.
— И какое хобби у киевской парижанки?
— Очень люблю «копаться» в букинистических магазинах и искать редкие издания. Книга — это все для меня. Я не компьютерщик. Я люблю переписывать, читать. Просто закрываюсь, сижу и читаю. А еще у меня есть мечта — написать новеллы киевской парижанки.
Выпуск газеты №:
№88-89, (2017)Section
Культура