Эпоха Кшиштофа Пендерецкого
В Кракове 29 марта после продолжительной болезни умер выдающийся композитор современности, с Украиной связаны его корни и детские воспоминания
Земной путь легендарного композитора современности, дирижера и музыкального педагога оборвался на 87-м году жизни. О смерти знаменитого польского маэстро сообщил общество имени Людовика ван Бетховена, которое Пендерецкий возглавлял в течение многих лет.
Свои соболезнования по поводу смерти Пендерецкого выразили, в частности, президент Польши Дуда и премьер-министр страны Матеуш Моравецкий. В частности, Дуда в Twitter отметил, что Пендерецкий своим творчеством определил «целую эпоху в польской и мировой культуре».
В творчестве Кшиштофа Пендерецкого отражается новейшая музыкальная история. Маэстро удалось сформировать собственный неповторимый стиль, в котором соединились авангардизм и классика. Все произведения композитора написаны на ярком языке, в них слышна полифония сегодняшнего мира.
Я имела счастье общаться с паном Пендерецким осенью 2004 года в Киеве, после репетиции с капеллой «Думка» (дал. «День», №154 (2004.)). Поразило, что выдающийся композитор совсем не звездный, а человек с юмором, эрудит и очень искрененний в общении. Он вспомнил, как впервые понял — «я — композитор», и написал свое первое произведение:
— Это было в очень раннем детстве: в семь лет. Во время Второй мировой войны. Я учился играть на скрипке, мечтая, что когда вырасту — стану профессиональным музыкантом. Мы жили на юге Польши. Время было суровое, страшное. Тогда люди радовались куску хлеба, никаких нот нельзя было достать. Меня переполняли разные звуки, и я начал писать музыку. Сначала это были этюды для моей скрипки. Когда я слушал или исполнял музыку, то казалось, наша серая жизнь приобретала яркую окраску. Первые уроки игры на скрипке я получил от отца. Он по профессии был адвокатом, но прекрасно разбирался в музыке, хорошо играл на скрипке. Кстати, мой отец родился в Ивано-Франковской области. Он был крещен в греко-католической церкви. Поэтому в нашей семье есть украинский след.
ФОТО ЕВГЕНИЯ САВЧУКА
В пять лет родители решили научить меня играть на фортепиано, но я, несмотря на юные годы, предпочел скрипку. Своими успехами в освоении инструмента я обязан дедушке. Он всегда сидел рядом во время занятий. Если мне надоедало играть, дед сразу же предлагал стимул — конфету или обещал дать немного денег на сладости. Фактически с первого моего знакомства со скрипкой я не представлял себе дальнейшей жизни без музыки...
Я всегда был независимым, а молодым композиторам трудно найти свой стиль без отрицания их творчества со стороны внешнего мира. В Америке и Западной Европе у студентов (будущих композиторов) сегодня преобладает компьютерное мышление. Я не отрицаю, что писать музыку с помощью компьютера удобно. Но настоящая симфония, оратория, другая большая форма с компьютером в мозгах не родится. Поймите, я совсем не против современных технологий. Возможно, я последний из могикан... я за живую музыку!
Мне кажется, чтобы лучше передать собственную музыку, композитор должен становиться сам за дирижерский пульт. Когда пишешь произведение, то многие вещи остаются в голове, которые ты не всегда передал в нотах. Дирижируя собственным произведением, ты словно возвращаешься к тому, что было потеряно во время работы над произведением. Мне кажется, что с этой точки зрения композитор сам является лучшим исполнителем»...
Кстати, после большого перерыва, уже в статусе всемирно известного композитора, в 1999 году, маэстро приезжал во Львов и Киева, когда состоялась европейская премьера его знаменитого «Credo» совместно с украинськмы музыкантами и капеллой «Думка». В интервью «Дню», №239 (2014) композитор признался:
— Я всегда радуюсь, когда моя музыка звучит в разных странах мира. Но есть места, которые мне дороги, куда я хочу вернуться, и Львов является одним из них. С ним связаны мои родовые корни и детские воспоминания. Здесь учился мой дед жил мой дядя, и мальчиком я с мамой часто проводил здесь каникулы. Сейчас во Львове живут около 30 человек по фамилии Пендерецкий. Члены моей многочисленной семьи и сейчас проживают на Львовщине. Хотя моя родословная многонациональная: в ней украинцы, поляки, немцы, армяне. Мой отец — украинец, родился в Рогатине на Станиславщине. Я всегда стремился попасть в Украину, но во времена СССР это было невозможно: все культурные обмены происходили только через Москву. Когда я выявлял желание поехать в Киев или Львов, мне каждый раз отказывали»...
Свою композиторскую карьеру начал после окончания Краковской консерватории в 1958 году. Его называли «великим открывателем звуков», «экспериментатором», «музыкальным авангардистом». Он стал известным благодаря своим произведениям «Плач по жертвам Хиросимы», «Полиморф», «De natura sonoris».
Пендерецкий был почетным доктором многих университетов мира, в том числе украинских консерваторий в Киеве (с 1999 года) и Львове (с 2015 года).
В 2012 году The Guardian назвал Пендерецкого «самым выдающимся из ныне живущих польских композиторов». Музыка Пендерецкого использовалась в фильмах таких режиссеров, как Ален Рене («Люблю тебя, люблю»), Стэнли Кубрик («Сияние»), Дэвид Линч («Внутренняя империя»), Анджей Вайда («Катынь»), а также в сериале «Секретные материалы». Четыре раза он был лауреатом премии «Грэмми»...
В СМИ сообщается, что композитор умер «после продолжительной болезни». После того, как одна из сиделок заразилась коронавирусом, на вирус проверили и композитора, однако тест был отрицательным — сообщила агентству Reuters дочь Пендерецкого.
«Ушла в вечность целая эпоха современной музыки, ушел кумир многих поколений композиторов, — написал на своей страничке в Фейсбуке Игорь ЩЕРБАКОВ, председатель Национального союза композиторов Украины. — На его партитурах мы учились в юности, его музыка повлияла на всю украинскую композиторскую школу 70—80-х годов. Вечная память Маэстро, Царство Небесное»!
Выпуск газеты №:
№58, (2020)Section
Культура